Рогатин Василий » 26 фев 2017, 18:17
Несколько слов о Концептуалистах и ФИДе.
Концептуалисты протестуют против традиций, против эстетики, против привычной формы. Но это не новое. С середины 19в. наблюдается отход от традиционого изображения формы, натурализма и мимезиса (импрессионизм, экспрессионизм), от перспективы (кубизм), от прошлого (футуризм), от общепринятых ценностей (дадаизм),
Концептуализм зародился в Америке, но прожил недолго, уже в конце 70-х прошлого столетия появилось новое течение – трансавангард, который решил провозгласить возврат к художественным стилям и национальным традициям прошлого.
Название «концептуальное искусство» придумал американец Джозеф Кошут, сказав, что в искусстве - главное концепция, идея, а не эстетика. В 1965 году он выставил свои «Один и три стула».
Для концептуалистов главное были идея и рефлексия в связи с тем, что они выставляют.
Первые концептуальные работы находим у дадаистов и минималистов в 50-х прошлого века. Дадаизм позже нашел свое продолжение в Поп-арте, идея которого заключается в том, чтобы обычные, повседневные предметы вставлять в известные произведения искусства.
Именно идеи дадаизма и минимализма использовал Кошут и другие в концептуальном искусстве. Одновременно с концептуальным искусством тот же Кошут придумал нарративное искусство, которое в отличие от концептуального должно сопровождаться словесным пояснением того, что представлено. Так, одна бельгийка выставила видео своего полового акта и приложила к нему описание на 27 листах.
Московский концептуализм родился в конце 70-х прошлого века и был разделен на романтический концептуализм и аналитической, которые очень смахивают на концептуальное и нарративное направления, возникшие в США 10 годами ранее.
В чем ФИД концептуального искусства?
А – отрицание всего традиционного,
- эстетика неважна,
- форма и предмет неважны, чем проще и повседневнее предмет, тем лучше,
Б – главное зритель,
- вызвать эмоции у зрителя и подвигнуть зрителя понять идею, заложенную автором в выставленной работе,
- концептуалисты не работают на заказчика они работают на зрителя, им важна его реакция на внутренний мир концептуалиста,
В – знания и умения не важны, важен только внутренний мир художника и его концепция,
- внутренний мир концептуалиста заключается в том, что происходит у него внутри на уровне эмоций и физиологии,
- внешний мир, его прошлое, будущее, настоящее для концептуалиста не существуют.
Вершиной проявления концептуального искусства явилась работа Мандзони – его фекалии в 90 пронумерованных баночках с надписью на них «Дерьмо художника» на четырёх языках. Концепция заключалась в том, что Мандзони хотел обратить внимание покупателей, что художественные произведения, которые они покупают, и есть фекалии. Что интересно, баночки позже оказались во многих художественных собраниях и за них Мандзони получил значительные премии.
Умер Мандзони в 30 лет от инфаркта.
Интересный факт - эрудит и интеллектуал эпохи итальянского возрождения Аретино (о котором упомянул выше Владимир Андрианов) умер от смеха, его насмешила обезьянка, которая натянула на себя его сапоги и пыталась в них ходить...
Есть разница в ФИД Малевича и ФИД Пригова?
Значительная.
Малевич размышляет о микро и макрокосмосе, абсолютном ничто, начале всех начал, и пытается нематериальность отобразить материальными средствами (сложнейшая задача)
Пригов отрицает всех и вся, размышляет исключительно о своем внутреннем мире и желает заставить зрителя размышлять вместе с ним на уровне его ФИД.