Рогатин Василий писал(а):Произведения, созданные богатыми людьми для себя и своей семьи, рассказывают нам о том, как жили эти люди в повседневной жизни, т.е. в быту. Именно они рассказывают нам о дизайне интерьеров в то время в том обществе. Эти произведения можно пересчитать по пальцам, обычно они не сохраняются в истории.
Дизайнеру, особенно только начинающему, нужно изучать именно эти интерьеры, потому что работу предоставляет в своем большинстве именно этот сектор Заказчика.
На основании исторического среза на уровне богатого частника, от этрусков до европейцев 19 века, интересны интерьеры этруссков, помпейцев, древних римлян, французские интерьеры 14 века, флорентийские интерьеры 15 века, с конца 16 века начинаются неостили, а с конца 19 – современные.
Стилям, от этруссков до первых современных, присущи общие черты, характерные для архитектуры и интерьера:
- здания вытянуты горизонтально, а не вертикально,
- богатое декорирование зданий снаружи и внутри,
- насыщенная колористика,
- использование в основном природных материалов,
- античные предметы декора,
- жилище повествует о заслугах хозяина, его семье, его связях в обществе, его пристрастиях, о миропонимании и мироздании.
Интересно, что каждому историческому времени и общественному слою свойственна своя типовая планировка. А интерьеры помещений различаются только историями о жизни их хозяев, что, кстати, не свойственно современным стилям.
Этрусски.
О жизни этруссков известно достаточно много благодаря римлянам, которые в конечном счете поглотили этрусскую культуру (где-то с конца 90-х годов н.э. этрусски окончательно ассимилировались с римлянами), обогатившись ей.
- Этрусски были отличные строители (сохранилась крепостная стена вокруг Перуджи, точнее двух холмов, на которых построена Перуджа, длиной 3 километра),
см ниже- Именно этрусски построили акведуки, водоканализационные системы, храмы на Кампидольо в Риме, посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве,
- Пятый король Рима, этрусск Тарквиний Приск (616 по 579 год до н. э.), построил Цирк Массимо в Риме
см ниже, где проводил лошадиные бега,
- Тарквиний Приск также построил Cloaca Maxima
см ниже, Клоаку Массимо, дренажную систему, которая позволила осушать низины между холмами Палатин и Капитолий, где позднее и был построен Римский форум. Эта система проработала больше 2 тысяч лет и функционирует до сегодняшнего дня,
- Король Рима этрусск Сервий Туллио построил вокруг Рима крепостную стену
см ниже, из огромных туфовых блоков, длиной 11 км и высотой 10 м, сохранилась до сих пор,
- Этрусски жили в городах-государствах, которые объединялись в федерацию 12 народов (Черветере, Кьюзи, Тарквиния, Вейо, Вулчи, Ветулониа, Популониа, Вольтерра, Орвьетто, Кортона, Перуджа, Ареццо),
- Города обустраивались на вершине холма, на плодородных землях, и строились они вокруг перекрёстка Декуманус Максимус (ось с востока на запад) и Кардо Максимус (ось с севера на юг )
план города см ниже. Получавшиеся в результате такого деления части города, назывались инсулы – острова (позже римляне инсулами будут называть дома для бедных),
- Вход в города был через ворота, обычно их было 7 или 4. С 5 века до н.э. их делали из огромных блоков из туфа насухую в виде арок, встроенных в крепостную стену,
- Об архитектуре домов обычных этруссков известно, что в плане они были круглые, квадратные, прямоугольные
планы см ниже, строились из дерева и глины на туфовом фундаменте. В домах было несколько комнат, разделялись они несущими стенами. Полы делали из плитки, потолки с деревянными балками. Позже получили развитие дома с планом т.н. domus pompeiana, с имплувием, когда в колодце центрального дворика собирались дождевые воды, либо по специальным каналам отводились наружу,
- Для строительства стен практиковалась техника pisè с опалубкой, поэтому не было необходимости в пилястрах и балках для их укрепления,
- Крыша на деревянных балках обычно была из керамической черепицы, которая раскрашивалась и украшалась масками или антефиксами
см ниже (пластины, прикрепленные к кровле чуть выше карниза, для отвода стока воды), а также статуями,
- Этрусские женщины были равны мужчинам, в отличие от римских, этрусская женщина имела право на собственное имя и фамилию, в то время как римские женщины имели только имя отца семейства. Этрусская женщина сохраняла свое девичье имя и после замужества. Женщины из богатых семей умели читать и писать, они имели право осуществлять коммерческую деятельность.
Аристотель особо отмечал, что этрусские женщины на банкетах возлежали рядом со своими мужьями, под одним покрывалом (например, в Греции на банкеты допускались исключительно женщины-гетеры и участие жён в банкетах жестко осуждалось),
- Известно, что этрусски хорошо и элегантно одевались, в Риме даже была в ходу поговорка – одеваться по-этрусски,
- Этрусскам была известна вилка (как известно, в Европе правило пользоваться вилкой внесла Екатерина Медичи),
- У этруссков была хорошо развита медицина, делали трепанацию черпа, ставили золотые коронки на зубы,
- Любимой игрой была – коттаб, которая заключалась в том, что играющие из положения лёжа должны были попасть остатками вина в своих бокалах в металлическую чашу, т.н. коттабий,
Всю эту информацию мы узнаем из книг этруссков, переведенных римлянами на латынь, от Витрувия, а также из их гробниц.
ДИЗАЙН и архитектуру этруссков определяло их миропонимание, их философия жизни. Смысл жизни этрусска был в подчинении судьбе, которую он должен был сначала понять, а потом исполнить. Для понимания своего предназначения этрусск обязан был анализировать знаки и сигналы, поступающие извне.
Т.е. внешнее информационное поле было определяющим для всей жизни этрусска. Своё же внутреннее информационное поле он развивал исключительно для того, чтобы понять сигналы внешнего информационного поля. Существовали три техники получения и изучения внешних сигналов:
- изучались внутренние органы животных, в основном печень и кишки,;
- интерпретировались сигналы от молнии;
- изучались полеты птиц,
всё это находит свое отображение в изображениях на фресках;
- Этрусски придавали огромное значение моменту перехода души из мира мертвых в мир умерших, поэтому гробницы строили наподобие домов, в которых умершие раньше жили, украшали их фресками, предметами мебели, статуэтками, драгоценностями, предметами личной гигиены. Похороны умершего проходили с музыкой, танцами, спортивными соревнованиями, что позже находило свое отражение в изображениях на фресках в гробнице.
- Считалось, что человеческая жизнь состоит из семилетних циклов, эти циклы назывались неделями, последний год каждого семилетия был самым сложным, поэтому в этот год нужно было быть особенно внимательным к знакам. Города-государства тоже жили определенные отрезки времени, которые этрусски называли веками – по 100 лет. Максимально по представлению этруссков город-государство могло прожить 10 веков.
Снаружи дома декорировались цветной плиткой, внутри расписывались фресками, тематическими или с геометрическими рисунками.
Обязательно присутствовало кресло с широкой спинкой и круглой сидушкой. В столовой стояли столы небольших размеров разной формы. Вокруг столов устанавливали диваны, ведь этрусски вкушали пищу, лежа на боку. Диваны были из дерева, украшены резьбой, на декоративных ножках. Сверху лежали мягкие подушки и покрывала. В столовых стояли кресла из дерева с круглой сидушкой и высокими спинками. В спальнях стояли низкие кровати из дерева на резных ножках, покрытые дорогими покрывалами и подушками. На полах лежали ковры. В домах было много ваз, бокалов, посуды, блюд.
Для освещения использовались канделябры из бронзы, которые подвешивались к потолку. На фреске в гробнице Голини из Орвьетто находим даже изображение кухни. В центре комнаты стояли столы с яствами, готовые для банкета. В одном углу – печь для жарки мяса, в другом бронзовая ступа на столе.