Рогатин Василий писал(а):адвокат писал(а):
интересный дом, неужели есть клиент?
Это "чистый" проект, без заказчика.
Дом действительно любопытный, я назвал его "пять стихий" и одел в причудливый наряд многоярусных закомар-кокошников.
А что касается заказчика, то тебе ли не знать его трансформацию...
Теме «Заказчик» на Западе посвящено огромное количество книг.
Заказчик дизайнерской работы иногда так и называется – тот, кто продвигает создание произведения искусства, если рассматривать Заказчика не как личность, а как средство.
С этой точки зрения Заказчик может быть:
- Благотворителем,
- Спонсором,
если рассматривать Заказчика с точки зрения личности, то он становится источником темы, технического задания, и тогда его называют Заказчик-концептор/дизайнер, который работает непосредственно с исполнителем работы.
В давние времена дизайнером (это слово не употреблялось в его нынешнем значении) являлся Заказчик, который формировал и формулировал идею!
Тогда это было единственно возможным, тогда только заказчики обладали знаниями, образованием, информацией и финансами.
Отношения между исполнителем и заказчиком строились таким образом:
Заказчик формулировал образ, который ему хотелось бы реализовать в конкретном произведении, находил талантливого исполнителя, достаточно длительное время образовывал его в нужном ему направлении, рассказывая все детали, что хотел получить в итоге, за что заплатит деньги.
Когда Заказчик-концептор не имел возможности сам профинансировать работу, он искал спонсоров, благотворителей.
В настоящее время многое изменилось. Теперь при равном доступе к образованию часто бывает, что знаний нет ни у заказчика, ни у исполнителя. Именно поэтому и возникла потребность в новой фигуре – дизайнере, который призван помочь заказчику разобраться в том, что же на самом деле ему хочется.
До 20 века в этой промежуточной фигуре не было необходимости. Что интересно, сегодня в Западных странах у заказчиков среднего достатка и ниже среднего этой потребности в дизайнерах тоже нет, они сами себе режиссеры.
Но вернемся в Средневековье, где рядом с Заказчиком находим фигуры благотворителя и спонсора конкретного произведения, когда речь идет о создании произведения общественного значения, в которых имя заказчиков увековечивалось.
С 6 по 14 века было принято изображать Заказчиков-концепторов стоящими с макетом будущего здания в руках, в то время как благотворителей изображали молящимися на коленях.
Пример: Сан Витале в Равенне. У1 век. Епископ Екклезио изображен стоящим с макетом церкви в руках.
Пример: Знаменитая Капелла Скровеньи в Падуе, которая была построена и расписана Джотто на деньги Энрико Скровеньи.
Если пожертвования производились в виде строительных работ, то представителей этих корпораций было принято изображать в процессе их профессиональной работы.
С 15 века благотворителей из благородных семей изображали сидящими на лошади, изображали семейные гербы.
Пример: Известнейшая фреска Беноццо Гоццоли в Капелле Волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.
С 14 века начинается мода на изображение не только благотворителей, но и членов их семей, а также влиятельных персон.
Пример: Капелла Сассетти в Санта-Тринита во Флоренции, которую расписал Доменико Гирландайо по заказу Франческо Сассетти.
В конце 15 века во Флоренции богатая буржуазия очень полюбила изображать себя участницей святых сцен.
Пример: На фреске изображены не только супруги Сассетти, но и их дети, Лоренцо Великолепный и его дети.
Художники тоже себя не забывали. Так, на фреске первый пастух – это автопортрет Гирландайо.
Сандро Боттичелли себя изобразил на фреске «Поклонение волхвов», которая сейчас в Уффици.
Да и Беноццо Гоццоли не забыл про себя на фреске в Палаццо Медичи-Риккарди.
Художники, чтобы выделиться, себя изображали смотрящими в глаза зрителю, в то время как заказчиков и благотворителей в профиль или полупрофиль.
Интересно проследить, как со временем меняется Заказчик.
В 4-5 веках в Римской империи Заказчиком всего общественно важного строительства и декорирования, включая христианские церкви, выступали императоры, передававшие их впоследствии в полное пользование церкви вместе с землями.
После падения Римской империи главным заказчиком стала церковь.
Где-то с 13 века церковь сменяют коммуны. Что строить и как, кому поручать исполнение, решают не столько епископы, сколько граждане. Яркие тому примеры, строительство Флорентийского собора и Сьенского.
С 14 века появляются новые Заказчики – разнообразные Братства, Содружества, Корпорации. Пример: Орсанмикеле во Флоренции, это сооружение было построено как городское зернохранилище на верхних этажах, и храм на первом.
Очень интересный пример – Коммунальный дворец в Сьене, построенный в конце 13 века по заказу Правительства Девяти. Финансировали строительство все, у кого был определенный доход.
В архитектуре здания и его декорировании Правительство Девяти заявило о своей политической программе, для работы по декорированию были приглашены лучшие мастера того времени.
Пример: Фрески Амброджио Лоренцетти на тему “Последствия. Хорошее и плохое правительство”.