Владимир Андрианов писал(а):Рогатин Василий писал(а):Дом Мельникова - это отличный пример 100%-го Философско-Информационного дизайна.
А в чём в этом доме философия и информация?
Владимир, отличный вопрос.
ИНФОРМАЦИЮ об этом доме мы получаем от самого Мельникова, достаточно почитать Википедию: из чего строил, какие конструкции, какие принципы. В случае Дома Мельникова информация о доме есть в открытом доступе.
Форма этого дома, ФИД, явилась результатом:
- развития персонального философско-информационного поля самого Мельникова (образование+рефлексии),
- исторического и социального момента развития общества,
- финансовых возможностей автора.
О ФИЛОСОФИИ, которую Мельников заложил в этом своем произведении, он написал не очень много. Тем не менее мы можем и о ней говорить. Так, можем сказать, что этот дом явился вершиной его творчества, так как после него он не создал ничего другого значимого, а также ничего не переделывал в созданном им доме до своего ухода из этой жизни.
Философия этого произведения заключается в совершенно новом взгляде и понимании самой
Архитектуры. Мельников декларирует в этом произведении свою Рефлексию на Архитектурное Формообразование, благо исторический момент на начало века, при котором многое менялось в обществе, этому способствует.
Персональное философско-информационное поле Мельникова обширно благодаря отличному образованию, которое он получил, а также бесконечному поиску нового. Можно сказать, что он был счастливчиком. Мальчиком попал в дом инженера Чаплина, где учился вместе с его детьми. Впоследствии именно Чаплин настоял, чтобы Мельников пошел на архитектурное отделение, хотя архитектура вызывала у молодого Константина скуку. Он предпочитал живопись.
Позже ему повезло и с наставниками (К. Коровин, Н. Клодт, В. Бакшеев, С. Иванов по живописи, Ф. Богданович, И. Жолтовский, А. Щусев по архитектуре).
На раннем этапе освоил азы архитектуры, знание которых дало ему возможность отказаться от традиционных форм.
Его ФИЛОСОФИЯ жизни – отказ от традиций, свобода полета, независимость от окружения, замкнутость в своём мире, который он считал центром Вселенной. Эта его жизненная философия и отразилась в Доме.
Сам Мельников так и писал:
«В наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало…, Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет».
Именно поэтому он объединяет в своем доме все функции, которые ему интересны – дом для проживания семьи и мастерскую для работы, как будто ему и не хочется выходить и общаться за его пределами, он самодостаточен внутри своего дома.
Форма дома отражает его философию - он создаёт дом-скорлупу, защитную раковину от внешнего мира с маленькими ромбовидными окнами-бойницами. Можно подумать, что это своеобразный улей, жизнь в котором вращается вокруг его создателя.
Мельников шел своим путем, чувствуя творческий потенциал, который не хотел растрачивать впустую. Но и архитекторы того времени относились к нему весьма прохладно. Например, в единственном архитектурном журнале тех лет «Современная архитектура», редакторами которого были конструктивисты М. Я. Гинзбург и А. А. Веснин, ни имени Мельникова, ни его постройки упомянуты не были.
Интерьеры этого дома по какой-то причине не сохранились, даже в эскизах. Но те фотографии, которые есть, говорят о несоответствии заявленной философии внутреннему содержанию. Интерьеры достаточно традиционны и просты, даже мещански обыденны. Конечно, нужны были финансы, но ведь Мельников был художник!
Впечатление, что не хватило запала.
Почти сразу дом стал разваливаться, провис потолок, некоторые окна пришлось заложить, чтобы укрепить стены, а сам дом в конечном итоге стал предметом семейных дрязг