Английский стиль

Сообщение Владимир Андрианов » 22 сен 2015, 22:47

Сразу скажу, что знаю только один национальный стиль - стиль древнего Египта, который существовал и развивался достаточно изолированно тысячи лет, сохраняя при этом определенную устойчивость форм.
В остальных же странах стили сменялись на протяжении их истории, испытывая взаимное влияние.
В Англии в эпоху Тюдоров была, во многом, готическая мебель,


а в более позднее время появилась мебель в стилях ренессанса, барокко

и классицизма.
stul3-hepplewhite.jpg
stul3-hepplewhite.jpg (47.66 KiB) Просмотров: 30959
stul3-hepplewhite.jpg
stul3-hepplewhite.jpg (47.66 KiB) Просмотров: 30959


А сейчас всё это существует одновременно, на ряду, с минимализмом, хай теком и другими современными стилевыми направлениями.
Однако всегда, когда мы говорим о стильной мебели, надо понимать, что стиль это – характерные для него устойчивые стилеобразующие формы и художественные приёмы.
Об этом очень хорошо написал в своей книге
« Краткий курс стилевой эволюции мебели» доктор искусствоведения Александр Александрович Грашин.
[color=#800040]Английская мебель классицизма.
Стили Хеппльуайта и Шератона
Классицизм XVIII в. для Западной Европы и России был интернациональным стилем, хотя внутренние стимулы его развития и пути, которым он следовал, в разных странах были разными.
Промышленная революция, начавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в., события общественно-политической и экономической жизни английского общества имели непосредственное влияние на английскую культуру и искусство этого времени. В отличие от стран континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новой и очередной стадией развития искусства, английский классицизм не являлся сугубо новым явлением, т.к. античное искусство и культура здесь почитались весьма давно. Английский классицизм отличается от классицистических форм, принятых в других странах, большей строгостью и последовательностью в принятии античных образцов. И на этом пути английский классицизм находит свои собственные национальные черты в архитектуре братьев Адам, в мебели Джорджа Хеппльуайта и Томаса Шератона, в посуде, плакетках, вставках на мебели и др., в керамике и фаянсе Джозайля Веджвуда и др.
Характерные формы спинок стульев и кресел стиля Хеппльуайта



Начало резкого поворота английской мебели в сторону классицизма приходится на 1770 г., когда архитектор Р. Адам (1728–1792 гг.) по возвращении из Италии стал насаждать классику в английской архитектуре, в обустройстве интерьеров, производстве мебели и т.п. Стиль Чиппендейла, который господствовал здесь уже достаточно длительное время, начинает вытесняться. В проектах Адама, в противовес стилистике Чиппендейла, который, однако, одно время выполнял интерьеры и мебель в стилистике классицизма по проектам Адама, начинает главенствовать прямая линия. По проектам Адама выполняли мебель ставшие впоследствии знаменитыми мебельщики Д. Хеппльуайт и Т. Шератон, на которых также оказал влияние стиль Людовика XVI. Впоследствии эти мастера сложили свои собственные мебельные стили, причем стиль Хеппльуайта отходит от прямых строгих линий Адама и является своеобразным промежуточным звеном между ним и стилем Чиппендейла.

Этот стиль близко подходит к стилю Людовика XVI, в то время как стиль Шератона тяготеет к более рафинированному классицизму. Свои лучшие произведения Хеппльуайт создаёт в промежутке между 1775–1786 гг., а Шератон - в 1790-1804 гг.


Мебель для сидения, выполненная в стиле Хеппльуайта, имеет характерное решение прорезных ажурных спинок в виде пересекающихся друг с другом овалов, которые иногда образуют сердцевидную форму. Рамы таких овалов слабо профилируются и имеют в центре канавки, а их края обрабатываются бусами. Верх спинки украшается резьбой в виде трех расходящихся в разные стороны пальмовых листьев. Этот узор получил название тройного страусового пера. Спинки диванов делаются в виде ряда соединенных между собой спинок от нескольких стульев или кресел, имеющих подобное весьма характерное декоративное решение.
Ножки стульев, кресел и диванов выполняются прямыми, суживающимися книзу, круглыми или четырехгранными в сечении. Для раннего периода стиля Хеппльуайта в креслах локотники и их стойки делаются подобно французским креслам стиля Людовика XVI, а места крепления ножек к раме сиденья оформляются традиционным кубиком с резными розетками. В более поздний период этого стиля локотники и их стойки у кресел и диванов имеют сильный изгиб и, как и ножки, украшаются желобками по всей их длине. Места крепления ножек кубиков не имеют. В этом стиле делаются новые варианты крылатого кресла, а кровати украшаются балдахинами, которые держатся на тонких в сечении профилированных стойках, иногда имеющих слабую резьбу.
Разрабатываемая корпусная мебель имеет простые и лаконичные формы, ее номенклатура достаточно разнообразна. Существуют двух- и трёхъярусные платяные шкафы, разнообразные книжные шкафы с многоярусными выдвижными ящиками, расположенными в их нижней части. Иногда центральная часть низа таких шкафов имеет две распашные дверцы, а справа и слева от них располагаются выдвижные ящики. Застекленные дверки верхней части книжных шкафов делаются с фасонной декоративной свинцовой пайкой, как правило, геометрического рисунка в виде переплетающейся решетки. Большое распространение получили также шкафы-комоды, у которых практически отсутствует какой-либо декор. Шкафы, обычно, имеют выступающие профилированные карнизы, а иногда и фронтоны, украшаемые резными вазонами яйцевидной формы или фиалами. В этом стиле в большом количестве выполняются разнообразные по форме и назначению столы. Например, весьма оригинальные по конструкции столы с опускающимися полами столешниц и складными боковыми ножками, туалетные столы с выдвигающимися ящиками и откидными (поворотными) зеркалами, столы прямоугольной формы, у которых края столешниц и коробка подстолья делались с легким изгибом, письменные столы типа бюро, корпусы которых имели выпукло-вогнутые очертания и стояли на шести прямых суживающихся книзу тонких ножках, и др. объекты. В декорировке такой мебели нет сильно выступающих шаблонов, которые, в свою очередь, украшаются разнообразными порезками. Членения и профилировки получаются весьма мелкими, но чёткими и строгими.
Вся мебель делается, в основном, из красного дерева и других светлых пород. Используется также атласное дерево, идущее на маркетри. Филёнки шкафов иногда украшаются интарсией в виде орнамента из расходящихся веером полос, вписанных в овал.
В последней четверти XVIII в. большой популярностью пользуется разнообразная комбинированная мебель. Например, комод комбинируется со стоящим на нём книжным шкафом или комод имеет откидную или выдвижную столешницу и таким образом превращается в секретер, туалетный стол комбинируется с письменным столом и специальными ёмкостями, горка для посуды совмещается с комодом или бюро-кабинетом и т.д.
Популярности стиля Хеппльуайта в Англии и за рубежом способствовали не только лично изготовленные им прекрасные мебельные объекты, но и, в еще большей степени, изданное им в 1788 г. «Руководство для столяра и драпировщика» («The Cabinet-Maker's and Uphols terer's Guide»).
Стиль Шератона характеризуется ясно выраженной структурой мебельного объекта и почти полным отсутствием кривых линий в его форме. Своей славе Шератон обязан, прежде всего, альбомам с эскизами почти идеальных (образцовых), отвечающих своему назначению - мебельных объектов, например, в изданной им в 1791 г. «Книге эскизов для столяра и драпировщика» («ТЪе Cabinet-Maker's and Uphols terer's Drawing Book»). Мебельные формы, складывающиеся в это время в его стиле, через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства XIX в. благодаря своей целесообразности, простоте, практичности и изяществу. Мебель Шератона отличается изысканной проработкой всех деталей и хорошо подобранными породами дерева по их цвету и текстуре. Например, плоскости красного дерева чередуются у него с плоскостями, украшенными инкрустацией или маркетри из розового, атласного или палисандрового дерева, поэтому этот период в мебельном искусстве Англии еще называют «периодом атласного дерева». В технике маркетри декорируются не только большие плоскости стенок и дверок шкафов, но и спинки, и ножки стульев, кресел и диванов. Мебель для богатых клиентов Шератон украшает живописными медальонами или керамическими плакетками фирмы Веджвуда. В своих проектах Шератон обходится небольшим набором накладных латунных красивой формы ручек дверок шкафов и ящиков, щитков (уключин) замочных скважин. Шератон предлагает большое количество типов комбинированной мебели и мебели с различными техническими устройствами, повышающими ее потребительские качества. Например, туалетные столы с откидными и поворотными зеркалами, шкафчики с умывальниками, столики для бритья, комоды-туалетные столы, шкафы-бюро, рабочие и карточные столы и т.д. Мебель для сидения в стиле Шератон имеет простые формы, а сквозные спинки стульев и кресел с изящными пропорциями и рисунком собираются часто из точеных деталей и украшаются резьбой невысокого рельефа. Спинки диванов традиционно выполняются в форме соединенных между собой спинок нескольких стульев. Популярностью пользуются банкетки-подставки для ног. Изголовье кушеток имеет вид глубокого мягкого кресла. Над кроватями устанавливаются балдахины шатрообразной формы. В поздний период стиля Шератона опять появляются искривленные ножки, что свидетельствует о скорой перемене стилевых направлений в мебели.
Удобство, комфортабельность, рационализм конструкций, уравновешенность членений и согласованность пропорций основных формообразующих элементов, изящество отделки сделали английскую мебель популярной в европейских странах, США и в России и определили ее влияние на формообразование мебели, создаваемой в этих странах.
[/color]

(Автограф и надпись, на этот раз, - настоящие)

Книга очень серьёзная. Обратите внимания, что рецензенты – вице-президент Международного Союза
Дизайнеров и директор Высшей Школы Дизайна МАРХИ. Так что тем, кто хочет, по-настоящему разбираться в стилях мебели, а дизайнерам интерьера и мебельщикам без этого нельзя, очень эту книгу рекомендую.


За это сообщение автора Владимир Андрианов поблагодарили: 4
Ayveta (24 сен 2015, 01:00), Jurassic (22 сен 2015, 22:49), виктория б (27 сен 2015, 04:41), Нина (23 сен 2015, 01:28)
Аватар пользователя
Владимир Андрианов
.
 
Сообщений: 4703
Изображения: 21
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 15:01
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3376 раз.
Поблагодарили: 3017 раз.



Сообщение Kevin » 22 сен 2015, 23:55

Думаю и египетский стиль не национален... просто мы уже не знаем первоисточники

Verba volant, scripta manent
http://av-interior.blogspot.ru/
Аватар пользователя
Kevin
Администратор
 
Сообщений: 6429
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 18:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4482 раз.
Поблагодарили: 3133 раз.

Сообщение Улитка » 23 сен 2015, 10:13

А как же китай, япония? Они разве не оказали никакого влияния на английский стиль?

Бывает проснёшься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться...
Но к завтраку это проходит.
Аватар пользователя
Улитка

 
Сообщений: 1435
Изображения: 0
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 21:25
Откуда: Гатчина, Санкт-Петербург
Благодарил (а): 672 раз.
Поблагодарили: 1121 раз.

Сообщение Владимир Андрианов » 23 сен 2015, 10:34

А ещё Индия.

Аватар пользователя
Владимир Андрианов
.
 
Сообщений: 4703
Изображения: 21
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 15:01
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3376 раз.
Поблагодарили: 3017 раз.

Сообщение Weis » 23 сен 2015, 11:00

а ещё Сибирь

Im Dunkeln ist gut munkeln.
Аватар пользователя
Weis
Модератор
 
Сообщений: 918
Изображения: 60
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 17:53
Откуда: РФ
Благодарил (а): 249 раз.
Поблагодарили: 826 раз.

Сообщение Улитка » 23 сен 2015, 11:08

Weis писал(а):а ещё Сибирь

примеры есть?

Бывает проснёшься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться...
Но к завтраку это проходит.
Аватар пользователя
Улитка

 
Сообщений: 1435
Изображения: 0
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 21:25
Откуда: Гатчина, Санкт-Петербург
Благодарил (а): 672 раз.
Поблагодарили: 1121 раз.

Сообщение Владимир Андрианов » 23 сен 2015, 12:23

Английская мебель, как и, в целом, стиль рококо, испытала большое влияние искусства востока. Отличительной чертой именно английской мебели может считаться сочетание в одном предмете элементов готики и шинуазри(китайщины).
Ярким примером этого является мебель выдающегося английского мебельщика Томаса Чиппендейла.
Если посмотреть на его произведения, то понятно, что аккуратно соединённые простые деревянные детали это ещё далеко не английская мебель. Такую мебель вряд ли можно вообще отнести к какому-нибудь стилю. Это просто, аккуратно сделанная, мебель.

Аватар пользователя
Владимир Андрианов
.
 
Сообщений: 4703
Изображения: 21
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 15:01
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3376 раз.
Поблагодарили: 3017 раз.

Сообщение Владимир Андрианов » 23 сен 2015, 12:29

Улитка писал(а):примеры есть?

На счёт Сибири, думаю шутка, а вот Индия и другие колонии произведениями своего искусства оказали влияние на стиль интерьеров Англии и других колониальных держав. Это называется колониальным стилем.


За это сообщение автора Владимир Андрианов поблагодарили: 2
Jurassic (23 сен 2015, 16:01), Улитка (23 сен 2015, 12:33)
Аватар пользователя
Владимир Андрианов
.
 
Сообщений: 4703
Изображения: 21
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 15:01
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3376 раз.
Поблагодарили: 3017 раз.

Сообщение Улитка » 23 сен 2015, 12:35

Ну да, и всякие изысканные сорта деревьев экзотических - все же из колоний. В самой то англии одни дубы, наверное, и растут.. А шелка для обивки...

Бывает проснёшься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться...
Но к завтраку это проходит.

За это сообщение автора Улитка поблагодарили: 2
Ayveta (24 сен 2015, 01:01), Владимир Андрианов (23 сен 2015, 12:41)
Аватар пользователя
Улитка

 
Сообщений: 1435
Изображения: 0
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 21:25
Откуда: Гатчина, Санкт-Петербург
Благодарил (а): 672 раз.
Поблагодарили: 1121 раз.

Сообщение Владимир Андрианов » 23 сен 2015, 12:41

Столяры Петербурга каждый год организуют в Москве
«Фестиваль столярного дела». На последнем фестивале я прочёл лекцию о стилях мебели с большим количеством иллюстраций.
Если Вы свяжетесь с ними и скажите, что хотели бы такую лекцию послушать на следующем фестивале, то, возможно, они пригласят меня снова.
К стати, поскольку, на нашем форуме обнаружилось столько фанатов столярного дела, то это может быть хорошим поводом встретиться и пообщаться. Парк Сокольники – хорошее место в Москве. \M1/


За это сообщение автора Владимир Андрианов поблагодарили: 2
Ayveta (24 сен 2015, 01:00), Нина (23 сен 2015, 17:52)
Аватар пользователя
Владимир Андрианов
.
 
Сообщений: 4703
Изображения: 21
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 15:01
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3376 раз.
Поблагодарили: 3017 раз.


Вернуться в Национальные и народные стили

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1