Иван Билибин

Сообщение Kevin » 25 сен 2012, 02:44

Иван Билибин

Портрет.jpg
Иван Яковлевич Билибин, 1876г. - 1942г.
Портрет.jpg (15.71 KiB) Просмотров: 33037

Когда возникла идея, рассказать о людях повлиявших на формирование Русского Стиля, не задумываясь вспомнил Билибина.

Он не первый кто начал этот стиль, он не архитектор изменивший пространство, он один из многих талантливейших художников - родоначальников Русского Стиля,... так почему именно он?

Наверное от того, что его графика для меня совершенно без напряга, органично превращается в фасады, интерьеры, предметы быта.
Его иллюстрации легко превратить в великолепные панно и порталы дверей, каминов... На основе его рисунков, можно создать массу красивейших вещей, лишь слегка доводя их до воплощения.

Рассуждать можно много... но вместо этого размещу многобуквенную статью. Её можно пропустить... или вернуться к ней позже. Цитирую, поскольку в ней отражены тенденции (в чем то спорные) развития Русского стиля и в частности графики Билибина...

В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.
    Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское народное искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью.
Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"

    Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового "большого стиля" была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его "нестанковых" видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги.

Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел, принадлежат первые попытки художественного решения книги.[…] Дальше в этом направлении пошли художники "Мира искусства".

Пользуясь словами Билибина, "линейные техники прошлого, где сам обрабатываемый мастером материал требовал четкого, внимательного и экономного отношения к каждой линии". Русская набойка, вышивка, лубок и икона — вот образцы, на которые наряду с японской и старой европейской гравюрой опирались отечественные графики начала XX века.
    Аналогичными путями развивалось графическое искусство в странах Северо-Западной Европы.
Предшественниками и старшими современниками мирискусников были У. Моррис, У. Крэн и О. Бердслей в Англии, Ш. Дудле и Ж. Минне в Бельгии, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ю. Диц и Г. Фогелер в Германии.

Но именно в России наиболее четко определилось понятие графики, которая связывалась здесь прежде всего с книгой. Графическим, в отличие от тонального или свободно-штрихового, считался рисунок, являвшийся изображением и одновременно украшением, подчиненным плоскости листа, тяготеющим к линейному орнаменту и силуэту.
    В формировании такого отношения к графике велика роль Билибина, его творческой практики и педагогической деятельности. "Строгая, чисто графическая дисциплина [...], — подчеркивал художник, — обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой".

    Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
 

Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972.

Verba volant, scripta manent
http://av-interior.blogspot.ru/

За это сообщение автора Kevin поблагодарили: 3
azzazello (25 сен 2012, 09:46), Света (01 окт 2012, 10:04), kfr (27 сен 2012, 18:05)
Аватар пользователя
Kevin
Администратор
 
Сообщений: 6429
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 18:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4482 раз.
Поблагодарили: 3133 раз.



Сообщение Kevin » 25 сен 2012, 03:06

Каждую из этих иллюстраций можно превратить в панно или элемент интерьерного декора. Воплотить в технике стукко, в росписи или рельефе, выполнить перегородчатой эмалью или резьбой...








Verba volant, scripta manent
http://av-interior.blogspot.ru/

За это сообщение автора Kevin поблагодарили: 5
Ayveta (25 сен 2012, 11:58), azzazello (25 сен 2012, 09:46), kfr (27 сен 2012, 18:05), Monterey (25 сен 2012, 09:25), Нина (25 сен 2012, 16:46)
Аватар пользователя
Kevin
Администратор
 
Сообщений: 6429
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 18:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4482 раз.
Поблагодарили: 3133 раз.

Сообщение Ayveta » 25 сен 2012, 11:54

Очень симпатичный мужчина #:-8S #:-2S . И талааантливый какой)
У меня книжки есть с иллюстрациями. Храню.

Неважно, как далеко вы ушли по неправильному пути – возвращайтесь (народная мудрость)
http://ayveta.blogspot.com/

За это сообщение автора Ayveta поблагодарил:
Нина (25 сен 2012, 16:46)
Аватар пользователя
Ayveta
Модератор
 
Сообщений: 3277
Изображения: 13
Зарегистрирован: 24 апр 2011, 23:50
Откуда: Москва - Люберцы
Благодарил (а): 2602 раз.
Поблагодарили: 1817 раз.

Сообщение Нина » 25 сен 2012, 16:48

Kevin писал(а):Каждую из этих иллюстраций можно превратить в панно или элемент интерьерного декора. Воплотить в технике стукко, в росписи или рельефе, выполнить перегородчатой эмалью или резьбой...

Никогда не задумывалась об этом, листая книжки с его иллюстрациями. А ведь так оно и есть.

Аватар пользователя
Нина
Администратор
 
Сообщений: 16866
Изображения: 121
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:46
Благодарил (а): 9238 раз.
Поблагодарили: 4349 раз.

Сообщение coreliackova999 » 27 сен 2012, 05:16

   
Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового "большого стиля" была утопичной


ну я бы с этим очень поспорила,при тогдашнем состоянии российской экономики и уровне национального самосознания - это было абсолютно реально осуществимая и очень логичная мечта...если бы не революция....да и что,разве песня не была пропета?от того времени осталось достаточно,для того,чтобы именоваться стилем!...очень странно,второй раз встречаю это мнение про утопичность,современных авторов,еще,когда писала учебное эссе про Уильяма Морриса...ну ничего себе "утопист"-создал компанию,которая 150 лет успешно себе существует и её продукция неизменно пользуется спросом!нам бы хоть парочку таких "утопистов"в современную действительность,жить стало бы лучше,жить стало бы веселей!все они были хорошо образованы,обладали огромным личностным и творческим потенциалом,феноменальной работоспособностью и целеустремленностью,что и позволило им реализовывать свои ,даже такие"утопические",идеи - вот на этом,считаю,нужно делать акцент!
Билибин,да - тонок и виртуозно профессионален,наш русский Альфонс Муха...


coreliackova999

 

Сообщение Kevin » 29 сен 2012, 01:43

coreliackova999 »
ну я бы с этим очень поспорила


Для того и поместил выдержки из этой статьи...
Меня всегда раздражало название Псевдо-русский стиль. Новый, неоднозначный, противоречивый - да! Но в любом случае русский.
Так же вызывает желание оспорить утверждение об утопичности этих желаний. И желание не утопично, и свершения велики!
Более того, когда заходит разговор о Русском стиле, прежде всего на ум приходят работы архитекторов, художников, ювелиров конца 19-го, начала 20-го века. И только потом вспоминается нарышкинское барокко, терема семнадцатого века, новгородские, псковские и владимирские храмы...

Я вообще считаю, что почти все Великие Стили получили отточенность, целостность и выверенность форм в эклектичном девятнадцатом веке... Именно переосмысление художниками этого периода, сделало Готику, Ренессанс, классицизм законченными... Великими...
Но это скорее тема для отдельного разговора...

Verba volant, scripta manent
http://av-interior.blogspot.ru/
Аватар пользователя
Kevin
Администратор
 
Сообщений: 6429
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 18:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4482 раз.
Поблагодарили: 3133 раз.

Сообщение baltassarus » 29 сен 2012, 01:58

Kevin - поддерживаю нелюбофь к приставке псевдо- - подозреваю что она специально культивировалась с советское время - ибо единым достойным для подражания стилем был Ренессанас - все остальное было буржуазно и некошерно - именно потому и был культ Леонардо и Рафаэля в советском искусствоведении - титаны духа! - а по поводу национализма - я например вот высказывался когда-то - Записки Зануды: Ар-нуво как манифестация национализма http://trafaretiki.livejournal.com/6298.html

Я алгеброй гармонию поверил... я - ни фига не Моцарт - я Сальери! ;)

http://trafaretiki.livejournal.com

За это сообщение автора baltassarus поблагодарили: 2
Kevin (29 сен 2012, 02:18), Нина (29 сен 2012, 08:03)
Аватар пользователя
baltassarus

 
Сообщений: 644
Изображения: 326
Зарегистрирован: 01 июл 2011, 15:16
Благодарил (а): 75 раз.
Поблагодарили: 659 раз.


Вернуться в Основоположники Русского стиля

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1