По квалификации красильщики разделялись на несколько категорий.
«Первой руки мастер» должен был уметь выполнять все работы, в том
числе составлять сложные колеры «под мрамор», «под орех», «под
дуб», «под ясень». «Второй руки мастер» работал с первым внутри до-
ма, а «мастер третьей руки» занимался простыми малярными работа-
ми: грунтовал стены и потолки под роспись, а также красил дом сна-
ружи, ворота, крыши. Вместе с мастерами высокой квалификации всег-
да работали подмастерья.
Красильному делу учили сызмала, в поездки брали мальчиков девя-
ти—одиннадцати лет. Научиться приемам кистевой росписи считалось
делом не сложным: для этого достаточно было поработать один сезон.
Сложнее приобретались ремесленные навыки: умение варить олифу,
окрашивать большие поверхности, растирать краски. К шестнадцати-
семнадцати годам осваивали все тонкости ремесла.
Отделка жилища масляной краской была дорогой. Окраска всего до-
ма могла стоить от восьмидесяти до ста пятидесяти рублей, а комна-
ты—пятнадцать—тридцать рублей36. Мастера красили все: от крестьян-
ской утвари до строений железнодорожных станций, но росписью укра-
шали дома, мебель, сани, дуги. Домовые росписи второй половины XIX
столетия, как говорили сами красильщики, существенно отличались от
65
более поздних. Стены интерьеров старых домов были сплошь окрашены
от пола до потолка, на двери обязательно рисовали раму «обвязку», а
«стекло», то есть филенку окрашивали другим цветом.
В начале XX века происходило изменение вкусов населения. От ста-
ринной системы росписи с ее «аляпистостью» переходили к новой, «куль-
турной», созвучной городскому идеалу украшения. Мастера работали в
обеих манерах. В южном направлении, около Кургана, где народ отли-
чался современным по тем временам вкусом, стены красили в желтые
тона. На востоке трудились «мастера тароватые», богатые жилища отде-
лывали белым и желтым. На севере и западе, как в старину, предпочи-
тали все окрашивать красным цветом, по которому «наводили рисун-
ки». Свои дома кармацкие красильщики красили «посветлее», среди
них «росписи не были в моде», растительные мотивы они называли «цве-
точки деревенские», «букет, простое дело, больше деревенский» (мас-
тер Т. Н. Пятых). В оформлении интерьера стали обязательными цвет-
ные или темные отводочки, «кантики» (мастер М. И. Хахалин). По кра-
ям потолка и на простенках проводили линии толщиной «с перстик»,
голубой или зеленой краской по белой земле (мастер Корольков). Ста-
ли использовать трафареты, рисунок наносили по припороху 37.
Вернуться в Орнамент и традиции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1