http://www.psyh.ru/rubric/14/articles/2284/
Несколько интересных выдержек:
Джип Ландрам, доктор наук, автор девяти книг и многочисленных исследований в области мотивации и лидерства, проанализировав жизненный путь людей, добившихся несомненных успехов в творчестве, выделил решающие факторы формирования творческой личности. К ним относятся:
1. Адекватный умственный коэффициент (IQ).
IQ немного выше нормы идеален для успеха творческих начинаний.
2. Порядок рождения.
К первенцам предъявляют довольно высокие требования, развивая стремление к совершенствованию. В семье на них смотрят как на лидеров, которые должны уметь самостоятельно решать задачи, не всегда предназначенные для детского возраста.
3. Переезды. Прививают самостоятельность, независимость, настойчивость, любовь к риску. Неопределенность не тяготит детей, они учатся справляться с неизвестным и с особым рвением рисковать.
4. Вымышленные герои и кумиры. Дают детям бессознательное ощущение все-сильности и снимают ограничения воображения.
5. Снисходительные родители, поощряющие детей исследовать мир методом проб и ошибок, приучают их не бояться риска. Исследование новых горизонтов, эвристический подход к решению задач необычайно важны и обеспечат ребенку успех, когда он вырастет.
6. Кризис. Травмы, такие как смерть родителей, братьев или сестер, собственный опыт соприкосновения со смертью, подготавливают людей к самым неожиданным ситуациям.
Второй этап творческого процесса - инкубационный период - позволяет человеку отстраниться от привычных способов решения проблемы, забыть несоответствующие стереотипные подходы. В это время мы продолжаем работать над задачей бессознательно. Этот процесс сопровождается эмоциональным напряжением.
Далее следует просветление, или «инсайт», или же «катарсис» (освобождение). Собственно, это и есть тот самый творческий акт, ради которого все затевалось. В этот момент человека «посещает муза», он испытывает вдохновение и параллельно эмоциональное освобождение.
Современные исследователи приходят к выводу, что источник творчества - удивление. Эта эмоция позволяет адаптироваться к неожиданным условиям и справляться с новой ситуацией. Чем больше человек способен к удивлению, тем с большей вероятностью у него будут развиты творческие способности. Однако далеко не все умеют удивляться. Люди в незнакомой ситуации испытывают не удивление, а страх, что не позволяет им гибко адаптироваться к новым условиям и продуцировать нестандартные решения проблемы. В результате человек стремится избегать нового, подавляет эмоции, а для того, чтобы справиться со страхом, все чаще прибегает к знакомым, стереотипным решениям.
Американскими исследователями были выделены следующие черты «высоко креативных людей»:
Жадное любопытство или любознательность. В мире мало того, что бы их не заинтересовало. Это и есть постоянное стремление испытывать эмоцию удивления.
Живое воображение. Они могут быстро генерировать большое количество идей, их воображение позволяет видеть новые связи между вещами.
Энтузиазм. Он управляет силой их любопытства и воображения. У них постоянно растет потребность находить новые решения.
Вера в свои способности. В целом они менее зависимы от авторитетов, меньше
тревожатся о том, что создали, их меньше, чем других, заботит заработная плата и статус.
Гибкость. Они легко переключаются и пытаются найти новый подход к решению проблем, получая удовольствие от новых сложных проблем. Они с легкостью связывают не связанные между собой вещи, быстро отделяют источники информации и мнения от контекста, формируют собственные оценки той информации, которую получают, и меньше подвержены влиянию установок по отношению к определенным источникам информации, чем другие.
Стоит вспомнить, как жизнерадостны маленькие дети. Они действительно любят жизнь. А ведь они постоянно удивляются - каждому новому дню, каждому событию, каждому новому человеку, игрушке, книге. Дети могут бесконечно рисовать, лепить, резать, творить - если взрослые предоставляют им такую возможность. Поэтому творчество - это не просто избавление от негативных эмоций, не только самоактуализация. Это возвращение к самой сути жизни. Как когда-то сказал Оскар Уайльд: «Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».
А это вообще надо развивать свои творческие способности? Что мне это даст? Например, творческая деятельность после 45 лет очень полезна для мозга. Есть такие упражнения, которые так и называются - тренажеры для мозга. Логично, что если с возрастом мы хотим поддерживать в тонусе наш организм, то и о мозге нужно заботиться обязательно! Творчество - это и моторика, и память, и внимание - совокупность различных факторов, которые задействуют разные области нашего мозга и продлевают его молодость.
Или можно поговорить о творчестве в профессии. Кем бы вы ни были (художником, дизайнером, менеджером, педагогом), проявляйте творчество. Увидите, вам самим станет интереснее работать и легче доносить суть своей работы до других.
Творить способен любой мыслящий человек. Креативность зависит от опыта, таланта, способности ломать барьеры и вдохновенного отношения к жизни.
Сапожник без сапог. А вот если сама профессия связана с творчеством, возникает противоположная проблема -из формально творческой деятельности начинает уходить компонент творчества.
И возникает состояние, которое большинство представителей разных искусств выражают универсальным: «Не хочется писать». И для художника это страшно. Причем не важно, о бесконечном ли сочинении текста идет речь, или написании музыки, или полотен. Начинаясь как фанатичное увлечение или страсть, в какой-то момент эта деятельность все равно превращается в профессиональную рутину. Попросту говоря пропадает то самое вдохновение, за которым куда только в очередь не выстраиваются представители творческих специальностей.
Создавайте для себя чистые холсты: освобождайте пространство от хлама, ненужных вещей, устаревших девайсов. Красьте стены в белый цвет. Чем больше свободного пространства будет вокруг вас, тем больше вам захочется создать, чтобы его наполнить. Однако не останавливайтесь. Не привыкайте к своим произведениям искусства, как будто первому и последнему в вашей жизни, не пытайтесь их сохранять навеки, не оставляйте пылиться на полках. Снова и снова очищайте «холст», чтобы снова и снова создавать.
Когда команда известного исследователя креативности Михая Чиксентмихайи спрашивала своих респондентов, в чем кроется секрет их успеха, одним из наиболее частых был ответ «мне повезло». Универсальное объяснение - человек оказался в нужном месте в нужное время. И оно не столь уж беспочвенно.
Успешный художник, работы которого украшают лучшие музеи мира, с горечью признался, что мастеров его уровня была целая когорта, но они остались безызвестными. А разница между ним и его безымянными коллегами в том, что он познакомился на вечеринке с галеристом, который стал продвигать его работы.
Быть просто творческим человеком сейчас уже недостаточно. Нужно уметь «продать» результаты своего труда. За любым гением стоит гений-маркетолог. Чиксентмихайи считает, что креативным людям важно находиться рядом с экспертами, которые смогут оценить их работу. Физик Джон Уилер говорит об этом со своей обычной прямотой: «Если не будешь толкаться среди людей, очень быстро вылетишь прочь. Я всегда говорю так: нельзя стать кем-то, если рядом нет кого-то еще».