Самостоятельная фотосъемка интерьера

Сообщение Maximus71 » 25 окт 2018, 12:48

Здравствуйте.
Могу предположить, что далеко не на каждый свой проект дизайнер может пригласить профессионального интерьерного фотографа. Но, желание сделать хотя бы несколько фотографий для портфолио самостоятельно возникает у многих. При благоприятных условиях и элементарных навыках это вполне возможно. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Вот именно с ними я и могу вам помочь.
Раскрывать секреты не боюсь, любительская фотосъемка все равно останется любительской и профессиональную не заменит. Но, возможно, кому-то, эта информация пригодится и обогатит ваше портфолио вполне приличными снимками.
Мои работы можно найти здесь: http://blogfoto.ru/proekty/

С уважением, интерьерный фотограф
Рублев Максим

Тел. 8-903-293-46-27
Web: http://blogfoto.ru
E-mail: max@blogfoto.ru

За это сообщение автора Maximus71 поблагодарил:
Jurassic (29 окт 2018, 16:13)
Аватар пользователя
Maximus71

 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2018, 10:02
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.



Сообщение Maximus71 » 25 окт 2018, 18:45

Несколько слов о слагаемых интерьерной фотографии. Для создания хорошего кадра необходимо выполнение нескольких условий. Я сейчас их перечислю по степени важности с условным количественным значением в %.
Здесь, и далее исключительно мое субъективное мнение, которое не претендует на истину в последней инстанции и может быть оспорено любым участником данного форума))

- 20% от максимально возможного качества Вы получите если располагаете лишь смартфоном.
- Кардинально повысить качество съемки вам позволит применение зеркального фотоаппарата со сменным объективом (желательно широкоугольным) и штативом. Такой комплект позволит поднять уровень до 50% от максимума.

- Еще 15% добавит съемка в Raw и умение работать в графических редакторах Lightroom и Photoshop.
- Внешняя вспышка +10%.
Итого: 75%

- Применение профессионального оборудования и технологии съемки добавляют недостающие 25% и доводят качество съемки до журнальных 100%.

Если Вы планируете снимать этапы выполнения строительных работ для отчета заказчику, то, вполне возможно Вам будет достаточно и смартфона. Но если важна и художественно-эстетическая составляющая фотографии, то ориентируйтесь на съемку пусть и простой, но зеркальной камерой.

С уважением, интерьерный фотограф
Рублев Максим

Тел. 8-903-293-46-27
Web: http://blogfoto.ru
E-mail: max@blogfoto.ru

За это сообщение автора Maximus71 поблагодарил:
Jurassic (29 окт 2018, 16:14)
Аватар пользователя
Maximus71

 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2018, 10:02
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Сообщение Maximus71 » 27 окт 2018, 20:13

Свет, краеугольный камень в фотографии. Он и самый важный инструмент, который рисует и главная проблема. Наиболее красивая картинка получается, когда источник света находится сзади и чуть сбоку от фотоаппарата. Если светить точно со стороны фотографа, то тени на фотографии будут практически отсутствовать, картинка будет “плоской” и не интересной. Если источник света расположен под 90° или близко к этому, тени становятся чрезмерно заметными и резкими. Иногда это идет на пользу, но лишь иногда.

В большинстве случаев самым выигрышным направлением света, как я уже говорил под 45° от фотографа. Вы мне скажете, -“Все это замечательно, но как изменить направление света, если он идет от окна?” И отчасти будете правы, действительно, в данном случае источник света перенести нельзя, но можно перемещаться самим и стараться выбирать для съемки такие ракурсы, когда основной свет падает условно “из-за плеча”.

Проблемы начинаются, когда нам нужно снимать навстречу потока света.
Сложность в том, что даже самая совершенная техника, пока еще уступает человеческому зрению. Фотоаппарат видит по-другому, не так как мы. Например, глядя на стену с окном мы рассматриваем её поэтапно, скорее всего начнем с окна, оно самое яркое. Наше зрение подстроится под нужные параметры освещенности и расстояния до предметов. Когда нас заинтересует мало освещённый участок той же стены, какая ни будь ниша за диваном, зрачки глаз за секунду перестроятся под новые условия, и мы практически не заметим реально существующей огромной разницы в освещенности.
Но как только мы захотим сфотографировать фрагмент интерьера и нам в кадр попадет источник света, например, тоже самое окно, проблем не избежать. Фотоаппарат не может иметь индивидуальные настройки под разные участки кадра. И отображаемый диапазон от самого темного, до максимально светлого (динамический диапазон) у него значительно меньше реальных условий. А что это значит на практике. А это значит нам придется чем-то жертвовать и производить настройку либо по самому светлому, либо по темному участку кадра. В первом случае у нас красиво получится окно, но все что освещено ниже среднего в кадре будет просто темным пятном. Во втором случае наоборот, теневые участки кадра будут хорошо проработаны, детали отчетливо видны, но окно будет сплошным белым пятном.

Как быть в такой ситуации? По сути, нам нужно уменьшить разницу в освещенности самого светлого и самого темного участков кадра. Вариантов решения два, мы либо делаем окно темнее (ждем вечера, закрываем шторами), либо подсвечиваем там, где темно (включаем источники света, используем вспышку). Есть еще один вариант, назовем его “технический”, когда не меняя положение и ориентации камеры делается несколько кадров с разным значением экспозиции (освещенности). Простейший вариант, два кадра, у первого экспозиция настроена по окну, у второго по тени. Потом, на этапе обработки из этих двух кадров собирается один. Из первого берется хорошо снятое окно и светлая часть кадра, из второго темная. Повторю, из-за того, что экспозиция у этих кадров разная в результате и светлые и темные элементы отображаются как нужно. Такой способ съемки называется брекетинг и выполняется со штатива.

Все описанные настройки относятся к фотоаппаратам, у которых установлен режим “М” (ручной, мануальный). Если вы снимаете в режиме Авто, или на смартфон, то вся настройка там производится автоматически и основана на усредненных значениях. Это значит, что автоматика фотоаппарата выберет “золотую середину” и в итоге окно будет чуть пересвечено, темные участки очень темными, но возможно там что-то можно будет разглядеть, а средне-освещенная часть кадра будет выглядеть практически идеально.

Не редки ситуации, когда освещение в принципе мало. Тут тоже есть разные варианты решения. Если вы снимаете на смартфон, автоматика поднимет уровень чувствительности матрицы (ISO) до максимально возможного значения или близкого к нему. Это чревато тем, что на снимке становится заметным цифровой шум (хаотично разбросанные по темным участкам кадра цветные точки). Если съемка производится на фотоаппарат со штатива, то вопрос плохого освещения уже не такой острый. Так как есть возможность значительно увеличить время выдержки, а также, по необходимости добавить ISO. По возможности включаем искусственный свет или используем вспышку.

Ну и на последок еще одна проблема связанная со светом – разная цветовая температура.
В двух словах, что это такое. Вы наверно замечали, что если в кадре одновременно есть естественный свет и искусственный, например, от лампы, то выглядят они по-разному. Естественный свет кажется голубым, а искусственный желтым.
Тут опять сказывается отличие в восприятии человеком и техникой. Наш мозг адаптируется под любой тип освещения и будет видеть белый лист бумаги белым хоть под свечей, хоть под ярким солнцем. Электроника так не может, у неё в настройках должно быть указано достаточно точно значение цветовой температуры источника света, при котором проводится съемка.

Иногда такой эффект даже полезен, желтый свет от лампочек ассоциируется с теплом, создает атмосферу уюта. Но как быть, если свет должен быть ровным? Как и полагается, решений несколько. Первый, самый простой, выбрать один тип, а второй, по возможности, полностью исключить. Если нужен только естественный, значит снимаем днем и все лампочки выключаем. Чтобы был только искусственный, дожидаемся вечера, когда свет от окон минимальный, и включаем люстры, торшеры и бра. Но и тут есть нюанс, лампочки тоже имеют разную цветовую температуру, которая зависит очень существенно от типа лампы, и меньше от партии выпуска. Учитываем это и для важной съемки устанавливаем в многорожковую люстру или симметрично расположенные светильники лампочки из одной партии.
Если все же стоит задача снять интерьер так, чтобы был в равной степени естественный и искусственный свет, то тут без штатива нам опять не обойтись. А делается это так, сначала делаем кадр только с естественным светом, потом кадр с включенным искусственным. Далее, на этапе обработки добиваемся чистого цвета на каждом из них и накладываем один на дугой во всенародно любимой программе Photoshop.


В одном посте невозможно затронуть все вопросы связанные со светом, эта информация для “затравки”, как информация для размышления…

С уважением, интерьерный фотограф
Рублев Максим

Тел. 8-903-293-46-27
Web: http://blogfoto.ru
E-mail: max@blogfoto.ru

За это сообщение автора Maximus71 поблагодарили: 3
FugenFührer (27 окт 2018, 20:57), Jurassic (29 окт 2018, 16:13), Нина (29 окт 2018, 00:27)
Аватар пользователя
Maximus71

 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2018, 10:02
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.

Сообщение Нина » 29 окт 2018, 00:28

Maximus71, спасибо! Интересно. Продолжайте.

Аватар пользователя
Нина
Администратор
 
Сообщений: 16244
Изображения: 121
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:46
Благодарил (а): 8697 раз.
Поблагодарили: 4114 раз.
Блог: Посмотреть блог (2)

Сообщение Maximus71 » 29 окт 2018, 15:30

Композиция
Говоря о фотосъемке невозможно обойти такой аспект как композиция. О ней, как таковой я говорить не буду. Во-первых, здесь собрались люди творческих профессий и большинство из вас профессионалы в своем деле, а значит, что такое композиция знаете не хуже меня. Во-вторых, о теме, которой посвящены серьезные книги писать в постах форума просто не серьезно.
Я затрону лишь те моменты, которые относятся непосредственно к фотосъемке. Обращу внимание на вопросы, которые помогут вам понять каким именно образом можно добиться желаемого результата и ошибки, которые встречаются при съемке интерьеров.

И так, начнем…

Цель съемки
Перед началом съемки желательно иметь представление о её цели. Она может быть разной: демонстрация общей атмосферы помещения, деталей, функциональности. В зависимости от этого вы выбираете условную “стратегию”.
Если важно передать стиль, делаем больше общих планов, выбираем освещение, которое выгодно подчеркнет атмосферу, материалы отделки, мебель. Тут может быть допустимо и наличие глубоких теней, если они усиливают передачу нужного настроения.
Рассказать о деталях помогут более крупные планы, в которых понятен основной элемент, который должен быть представлен наиболее эффектно.
Чтобы передать функциональность помещения уделите внимание качественному освещению, важные элементы должны быть заметны и понятны. Для этого, как правило, больше подходят общие планы и при выборе точки съемки во главе угла стоит не эстетика кадра, а его информативность. Безусловно, эстетикой жертвуем в разумных пределах.

Ракурсы
Ракурс выбираем исходя из сформулированной цели. Съемка “из угла” даст максимальный угол обзора и искажений, горизонтальные линии (пол, потолок, полки) станут диагональными. Применяется для снимков общего плана.
Фронтальная съемка (плоскость фотоаппарата параллельна плоскости снимаемой стены), как правило сужает угол обзора, менее информативен. Но передает пространство и предметы без дополнительных искажений. Подходит для съемки элементов интерьера или деталей. Делая фронтальную съемку следите за ровностью кадра, особенно если снимаете на смартфон. Даже небольшое отклонение от правильной геометрии будет заметно и кадр будет выглядеть как небрежный. В дальнейшем, это можно исправить в графическом редакторе.

Лирическое отступление. В журнальных изданиях преобладает фронтальная съемка, безусловно, за ними авторитет и им виднее. Но, мое субъективное мнение, что кадры “из угла”, дающие максимально возможный обзор интерьера не будут лишними в любой интерьерной съемке. Возможно, они не так геометрически красивы, но именно они максимально могут передать атмосферу интерьера.

Высота точки съемки
Высота съемки также диктуется выбранной стратегией. Стандартная высота колеблется от уровня глаз, до уровня чуть выше пояса. Если нужно что-то подчеркнуть, выходим за эти рамки, но помним: чем выше точка расположения камеры, тем большую часть кадра будет занимать потолок, усилится перспектива, отсутствует передний дплан. Если опуститься ниже, усиливается значение переднего плана, перспектива пропадает, но усиливаются перспективные искажения, значительную часть кадра занимает пол. Съемка с нижней точки может выглядеть интересно и оригинально, так как человек редко опускается с высоты своего роста и ему такие ракурсы не привычны.

Вертикальность
Очень важно следить за тем, чтобы вертикальные линии интерьера оставались вертикальными и на фотографиях. Достигается это тем, что оптическая ось объектива (условная линия, проходящая через объектив) должна быть строго горизонтально. Если вертикали завалены верхом к центру кадра, ваш объектив смотрит чуть выше горизонтали. Если завал на внешнюю часть, значит его ось ушла чуть ниже. Незначительные отклонения вертикалей можно исправить позже, в редакторе, на этапе обработки. На съемке, даже при наличии штатива идеальных углов добиться не всегда просто. Но нужно стремиться свести отклонения к минимуму.

От чего строим кадр
За основу кадра берем предметы и часть интерьера, которые переместить нет возможности: стены, дверные и оконные проемы и пр. Все остальное, что можно передвигать подстраиваем под выбранный ракурс. Часто приходится отодвигать подальше предметы, которые стоят очень близко к фотоаппарату, они в максимальной степени подвержены искажениям линейной перспективы. Обращайте внимание на взаиморасположение и перекрытие одним предметом другого, особенно при низкой точке съемки. В этой работе незаменимый помощник штатив. Благодаря ему кадр можно выстраивать поэтапно, посмотрел, что не так, пошел исправил и так далее, постепенно выстраивая кадр. Важно, смотреть на сцену не со своего роста, а именно через фотоаппарат, так как даже незначительное изменение точки обзора меняет видимую картинку. Построение кадра этап творческий!

Уравновешенность и чистота кадра
Кадр должен быть сбалансирован и уравновешен, понятен смысловой центр, старайтесь не обрезать важные элементы. Уберите весь “мусор” и лишние предметы, не работающие на идею кадра. Перед нажатием на спуск фотоаппарата недостаточно “скользнуть” взглядом, проверьте все внимательно - провода, коробки, сумки, пульты управления и множество других предметов к которым вы привыкли и в обычной жизни не замечаете, но которые лишние в интерьерной фотографии.

Глубина
Если снимку нужно добавить глубины, стройте разноплановые кадры. Создавайте передний план за счет включения в кадр каких-либо предметов или части интерьера. Используйте эффект линейной перспективы, уходящие линии, диагонали, ритмы и т.п.

Реквизит
Оживить интерьер можно с помощью реквизита. Ваза с цветами или фруктами, открытый ноутбук, плед на диване, чашка на журнальном столике и т.д. Не злоупотребляйте одним и тем же реквизитом на разных фотографиях одной съемки.

Отражения
Если в интерьере есть зеркала или отражающие поверхности следите за тем, чтобы самим не попасть в кадр.

С уважением, интерьерный фотограф
Рублев Максим

Тел. 8-903-293-46-27
Web: http://blogfoto.ru
E-mail: max@blogfoto.ru

За это сообщение автора Maximus71 поблагодарили: 2
Jurassic (29 окт 2018, 16:13), Нина (29 окт 2018, 15:52)
Аватар пользователя
Maximus71

 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2018, 10:02
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.




Вернуться в Страна советов

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2