Владимир АндриановВо-первых с что это вдруг на «ты»
Извиняюсь, почему-то не подумал. что попал на международный сайт, где существуют трудности с переводом. У меня на родине в России разговаривают на простом русском языке, где обращение на "ты" подразумевает очень тёплые, дружеские отношения. Такое обращение у русских означает очень доверительные отношения.
К сожалению во-вторых - это в корне не верное утверждение. Чашка и обло это как небо и земля, совершенно разные понятия. Чаша - это замок углового соединения. Древесина выбиралась таким образом, что напоминало чашу. Отсюда и название такого замка. Обло - это укоренившееся понятие углового соединения с остатком, т.е. из стены выпускались брёвна. Лапа - это такое же соединение, только без остатка, т.е. из стены ничего уже не выпускалось. Такое соединениепо-другому называлось в чистый угол. Лапой же называли потому, что в этом соединении использовали потёмок или присек, по принципу зацепления и стали называть это лапой. Понятие тёплый угол - это уже фольклор. Но я говорю об этом не в укор, а наоборот, подчёркивая, что у русских мастеров иногда одни и те же вещи назывались по-разному, в зависимости от региона.
Я специально описывал все процессы очень подробно, чтобы было понятно. скорее всего было прочитано не очень внимательно моё сообщение, где было сказано, что финская компания "RoundTec" в инструкции к станку рекомендовало и т.д. Далее было рассказано о получении продольного паза механическим способом с помощью фрезы меньшего диаметра.
Откуда у них фреза сто лет назад.
Отцом – родоначальником фрезерного станка стал англичанин Эли Уитни, который в 1818 году запатентовал первый фрезерный станок. Его изобретение было весьма своевременным, так как ручной мануфактурный труд не мог в полном объеме удовлетворять возрастающие спросы на изделия из дерева. Осуществлялось фрезерование весьма просто – лекало закрывало заготовку, а по контуру лекало двигались фрезы для фрезера, отсекая все лишнее. Запатентовав свое изобретение, Эли Уитни сразу же получил правительственный заказ на изготовление деревянных частей мушкетов. А вот такой станок
в Россию завёз дедушка Пётр Первый, а его придворный механик Нартов, впоследствии прославивший нашу родину как техническую державу, изобрёл сначала суппорт, а затем много всего остального, что мы привыкли сегодня видеть на самых современных станках, даже с числовым программным управлением. Это конечно лирическое отступление. В качестве достойного дополнения скажу. На Руси пилу знали очень давно, но при строительстве её стали впервые применять архангельские мастера только при Петре Первом. Обычно использовали топор, полагая что при рубке происходило уплотнение срубленых волокон и закупорка сосудов в рубленном дереве. Отсюда и пошло понятие - рубленный дом.
Их опыту я доверяю больше, чем теоретическим выводам.
К сожалению. я не теоретик, а практик! Всё о чём я здесь пишу могу сделать собственными руками, даже принять участие в соревновании по мастерству. Уже не помню точно, кто сказал на этом форуме, что мы не будем меряться крутизной, поэтому и не пытаюсь заострять внимание на этом. Немного добавлю о себе. Деревом серьёзно я начал заниматься в 1982 году. Очень серьёзно занимался заготовкой леса, транспортом и лесозаготовительной техникой. Далее меня попросили возглавить фирму по распиловке леса и организовать производство оцилиндрованных брёвен. Так случилось, что мы первыми в стране приобрели финский станок. Пришлось вникать в тонкости домостроения и секреты мастеров ручной рубки. Несмотря на свою директорскую должность я освоил редкую профессию пилоправа - это подготовка (ручная проковка) дисковых пил больших диаметров (более метра в диаметре и толщиной всего три с половиной миллиметра). Небольшое отличие между нами заключается в том. что я как раз отслеживал на протяжении нескольких лет поведение древесины в построенных нами домах. Это требовалось для создания собственных таблиц припусков в различных параметрах бревна, начиная с диаметра бревна. заканчивая припусками в чашках. таким образом мы достигали очень высокого уровня нашей продукции. Вот небольшой пример. Это дом народных ремёсел ( в советские времена это называлось дворец пионеров), построенный нами в с. Выльгорт в восьми километрах от Сыктывкара.
Это четырёхэтажное здание с лифтами внутри. третий этаж ссо вторым светом имеет огромный танцевальный зал без единого столба. В этом доме применены очень оригинальные узлы. Сразу оговорюсь, строительство этого дома велось под патронажем правительства России. Несколько лет тому назад меня пригласил на международный фестиваль Джордж Фюллер, чтобы поделиться секретами возведения травяной крыши по норвежской технологии. На фестивале проводился конкурс на лучший проект деревянного домостроения. Я предложил два проекта. Один - оригинальная беседка из бревна и норвежского лафета для чешских представителей в виде цыганской кибитки. Выглядело это вот так
За короткое время эта беседка была срублена в "черновом" варианте из лафета без применения художественной ковки.
Что касается конопатки дома, то в этом нет никаких секретов. Дополнительную конопатку проводят в том случае, если некоторые сопряжения выполнены не совсем точно, либо применялся самый дешёвый уплотнитель - мох.
по поводу сушки бревна непосредственно в срубе. Здесь очень интересная история, о которой можно будет поговорить отдельно. Дело в том, что после высыхания бревно уже не набирает такое количество влаги, даже при постоянных ливневых дождях.
если ты ещё занимаешься производством, то могу поделиться знаниями с удовольствием.
Вот проект моей бани в русском северном стиле "Берендей", которую сделал не под заказ, а просто так для души. Это норвежский лафет.
и напоследок, для знакомство моё фото с собственноручно изготовленной телегой для ландшафтного дизайна. Правда это было три года назад.
Рад знакомству! Надеюсь, что изменилось мнение обо мне, как о теоретике!