puncake писал(а):А про энкаустику можете рассказать подробнее? Или про техники, которые дают похожий результат?
Энкаустика это техника живописи из краски сделанной на основе воска. Я вот только-что залез в гугл картинки, забив слово "энкаустика" и был до определенной степени шокирован. ТО, что там вываливается это как минимум странные поделки...
Примеры энкаустики прошлого это к примеру фаюмские портреты. Наверняка есть статья в сети про них и иллюстрации.
Можно и масляными красками или акварелью или темперой накалапуцать массу диких картинок, но это не будет означать, что масло, темпера или акварель непригодны для живописи...
Да - работа в технике энкаустики - нехарактерна для мейнстрима живописи. Так уж сложилось.
Плюсы энкаустики - хорошая сохраняемость. Полупрозрачность самой краски. Отсутствие кракелюров.
С точки зрения "материаловеденья" краска - это разновидность бетона. Например масляная краска это плимербетон. Связующим выступает полимер - окисленное масло. Наплнителем выступают частицы порошкового пигмента. Как и всякий не безусадочный бетон, по мере течения времени в нанесенном слое краске нарастают внутренние механические напряжения, и эта (суть бетонная) поверхность начинает растрескиваться. Отсюда крокелюры ("паутинка"). Кроме того само масло, со временем изменяет цвет под воздействием ультрафиолетового спектра солнечного света, даже если сами пигменты были абсолютно светостойкими.
ААкварель это тоже полимербетон. Связующим выступают уже водорастворимые клеевые вещества. А Гуашь это та же акварель, только с более высоким содержанием наполнителя (пигмента). Отсюда у нее более высокая укрывистость и некая хрупкость в толстом слое.
Фрески - тоже бетоны, в которых связующим выступают известь, глина...
Энкаустика - это уже не бетон. Или не совсем бетон. По сути вы можете взять обычную свечку парафиновую, расплавить парафин и пока он расплавленный вмешать в него те, или иные сухие пигменты. А потом будете такими расплавленными красками, которые жидкие пока горячие и работать.
Отличие энкаустики от других красок заключается в том, что в расплавленном воске не так много пигментов, и поэтому с одной стороны у такой краски низкая укрывистость. А с другой стороны она полупрозрачная. Наносят мазок или слой такой краски ощутимой толщины и поэтому цвет укрывает, но выглядит оно как что-то имеющее глубину. На манер того, как достигается истинный 3d эффект в наливных полах (я про это писал в соответствующей теме про 3D полы). Наносить можно кистью, мастихином, палочкой и т.д. Воск не имеет внутренних напряжений и не меняет цвет. Поэтому если пигменты выбирались абсолютно светостойкие то внешний вид будет одинаков что у свежей работы, что у той, которой не одна тысяча лет.
Если делать краску на прозрачном или полупрозрачном полимерном связующем, вводить в такое связующее малое количество пигментов, связующее если светостойкое, то можно работать и при обычных температурах, без всяких нагревов. Однако тут, если к примеру связующее двухкомпонентное, то ограничено время использования замешанной краски. Конечно это не энкаустика уже, но внешний вид похожий. По большому счету самодельная темпера на том же ПВА будет внешне соответствовать работе в энкаустике, только конечно свойства будут совсем другие.