• Формально в искусствоведческой литературе (преимущественно американской) рамки стиля Carpenter Gothic (Плотницкой Готики) обозначены как 1840-1870. Однако дома в этом стиле строили вплоть до 20-х годов ХХ века, продолжают ими пользоваться и сейчас, а культовые сооружения в этом стиле стали своеобразным стандартом для «одноэтажной Америки». Опять же, если подходить сугубо формально, то появление нео-готики на просторах бывшей британской колонии связано с поисками национальной идентичности в Европе середины девятнадцатого века и волной «исторических» и «национальных» стилей - от «русского стиля» Николая I до «клопового ренессанса» немецких княжеств.
Кстати, дом, изображенный на заднем плане картины, благополучно существут и сейчас, и является туристической достопримечательностью - и обектом для бесконечного фотографирования семейных пар, разумеется с вилами .
Дома этого стиля невозможно не заметить - стрельчатые окна, башенки, острые двускатные крыши, веранды, потралы, и все обильно покрыто искусной деревянной резьбой. Деревянной - потому что Плотницка Готика дала возможность сочетать Красоту и Экономность - каменные дома всегда были дороги, а вот чего-чего, а дешевого леса в Североамериканских Штатах всегда было предостаточно.
Плотницкая Готика - до сих пор любимый сюжет для интерьерных гравюр и литографий:
• Сторительный бум середины 19 века породил спрос на недорогое жилье, а рождение Индустрии Дизайна - с регулярным выходом профессиональных каталогов «типовых» украшений, мотивов, решений дало возможность поднять уровень стандартной застройки до практичски искусства. Благодаря взрыву Плотницкой Готики красота действительно стала доступна растущему «среднему классу». Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что рядом росли и другие «нео-стили» - и шатеск, и стиль королевы Анны, и нео-итальянский но все же именно Плотницкая Готика «легла» лучше всего на англосаксонскую душу — хотя за страсть к украшению недоброжелатели прозвали ее «Пароходной Готикой» и «Пряничными Домиками».
• Однако, не все так просто. За этими казалось бы «излишествами» стоит целая философия жизни, сформированная двумя замечательными мастерами своего дела, давшими жизнь Американской Готике.
Фактическими «локомотивами» нового направления стали архитектор Александр Джексон Дэвис, (24 июля 1803 – 14 января 1892), и журналист, рисовальщик, ландшафтный дизайнер, фактически «отец» американской ландшафтной архитектуры Эндрю Джексон Доунинг (31 октября 1815 – 28 июля 1852).
Первый построил огромное количество нео-готических особняков и общественных зданий и инициировал, кроме всего прочего, рождение Университетской Готики; второй всю свою не слишком длинную жизнь неустанно пропагандировал идею приватного строительства - как одну из основных ценностей нации и залог морального здоровья народа. Кроме того, что он был редактором журнала, он успел выпустить несколько, говоря современным языком, «каталогов», с типовыми проектами для коттеджного строительства и замечательно иллюстрированные книги по ландшафтому дизайну. Его главным слоганом было «Хороший дом обязывает своих жильцов соблюдать высокие моральные стандарты». Доунинг считал, что гордость за свою страну напрямую связана с гордостью за свой дом, и если люди смогут украсить свои дома, в соответствии со своим образованием, со своими понятиями о процветании и патриотизме, у них будет больше поводов быть счастливыми и лояльными гражданами своей страны.
Несколько страниц, из каталогов по типовой застройке, изданных Доунингом на рубеже 50-х годов 19 века:
Реальные дома выполненные в стиле плотницкой готики: