В Росии нет более загадочного и разнообразного по применённым материалам вида декоративной техники, обобщённой единым названием - Оселковый мрамор. Исторические изыскания не дадут вам особо древнего пласта этой методы и полнотело заявят о расцвете техники с начала 17в нэ. Утверждать нечто противоположное сложно по причине отсутствия документальных источников, тем не менее имеют место несколько факторов древнего происхождения технологии на территории Росии. Первый - отечественные мастера не имеют строго обозначенной (канонической) рецептуры и применяют всё, что имеется в момент производства в доступности. Это говорит о проникновении в принцип формирования рукотворного камня, а не бездумное воспроизводство по накатанному, что проявляет именно технологический подход и мастерство, а не ученичество. Второй - расцвет царства Дария (Персия) знаменовался строительством роскошных дворцов, своими интерьерами спорящими с сказочными жилищами Девов и Пэрий. Мастера приглашались с далёкого севера - белокудрые белокожие высокие юноши. Далёкий север от Ирана есть земли современной РФ. Если дополнить упоминания о этих мастерах, то они присутствуют в строительстве храмовых комплексов Египта за много веков до Дария, их же приглашали позже в Александрию и далее уже крали, заманивали обманом, обращали в рабство, увозя дальше и дальше в Европу начиная от Византии, Греции, позже Испания. н.эра знаменовала собой повальное увлечение работорговлей и мастера с востока были очень ценным товаром. Возвращались на Родину мастера нечасто и порой много веков спустя, но возвращались, оставляя за собой тайну производства рукотворного камня по всему цивилизованному миру. Как например в Италии до сих пор "Этруское нечитаемо"... потому что это руское и на латинском действительно нечитаемо. Поскольку в Расии строили сугубо из восполнимого материала - дерева, соломы... техники рукотворного камня не были востребованы в интерьере. Другая этика. Отсутствие пафоса и самодостаточность простых форм.
Тем не менее мода на дворцы из камня пришла вместе с Петром, вернувшимся из Европейского посольства. А с ним пришли европейские архитекторы уже у нас на ходу складывающие отличные от европейских рецептуры ДШ а фактически применяющие в интерьере вновь строимых дворцов Новой Элиты штукатурки, которыми на удивление владели местные мастеровые и крестьяне. Отсюда сразу такое разнообразие Оселкового мрамора в архитектуре той эпохи.
Настоящее описывает колоссальное количество рецептур, которые пополняются перманентно по причине внедрения в нишу новых строительных материалов. Питерские старички реставраторы говорят о 300 разновидностях Оселка, но я не могу этого подтвердить. Но в одном только Питере их описано более сотни. Фактически каждая артель применяла свои смеси и составы. А с прошествием лет всё новые и новые артели создавали новые рецепты. По мне так территория такая. Она инициирует зуд творчества.
Современный Оселковый мрамор можно поделить на две категории - Оселковый Мрамор По Готовой Поверхности и Оселковый Мрамор в Изделии. Это две разные линейки смеси. В первой она жирная, во второй она пресная. Самое популярное и самое простое что выбрали современные мастера это второй путь. Преимущества таковы - пресная смесь не липнет к рукам, одинаково работает при различной насыщенности вящущим, не объединяет цвета в тесте. Недостатки - пресные смеси усадочны в принципе и не пригодны для штукатурных работ по готовой поверхности. Я в данном разделе буду говорить об этом виде Оселкового мрамора.
Итак. Пресные виды теста получаются при применении гипса отечественных месторождений, пластифицированных сахарозой и кислотой в любой форме. Самая распространённая сейчас лимонная кислота, было время применяли серную., но оптимально я считаю применение винной кислоты. Руский камень в Греции ещё до н.э. делался из обожжённого гипса, затворённого свежим виноградным соком. Вот вам тайна кубков Диониса и кувшинов времён Тота. Понятное дело, что никто из вас не ударится в виноградарство по этой причине ...
Оселковый мрамор в Росии узнаваем. Изысков периода Итальянского Барокко не найдём. Почему? В 17 веке никто не давал свободу творчества артельным мастерам и требовали лишь скорость производства, что в прочем так и не изменилось до сих пор. Дёшево и сердито - лозунг не приветствующий создание шедевра. Тем не менее потенциал имеет место и любой, при должной степени самомотивации это подтвердит.
Выкладываем и обсуждаем традиционные рецептуры прошлого или начала Оселкового мрамора в Росии