Страница 1 из 24

Оселковый мрамор - мифы и реальность

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 12:22
Weis
В Росии нет более загадочного и разнообразного по применённым материалам вида декоративной техники, обобщённой единым названием - Оселковый мрамор. Исторические изыскания не дадут вам особо древнего пласта этой методы и полнотело заявят о расцвете техники с начала 17в нэ. Утверждать нечто противоположное сложно по причине отсутствия документальных источников, тем не менее имеют место несколько факторов древнего происхождения технологии на территории Росии. Первый - отечественные мастера не имеют строго обозначенной (канонической) рецептуры и применяют всё, что имеется в момент производства в доступности. Это говорит о проникновении в принцип формирования рукотворного камня, а не бездумное воспроизводство по накатанному, что проявляет именно технологический подход и мастерство, а не ученичество. Второй - расцвет царства Дария (Персия) знаменовался строительством роскошных дворцов, своими интерьерами спорящими с сказочными жилищами Девов и Пэрий. Мастера приглашались с далёкого севера - белокудрые белокожие высокие юноши. Далёкий север от Ирана есть земли современной РФ. Если дополнить упоминания о этих мастерах, то они присутствуют в строительстве храмовых комплексов Египта за много веков до Дария, их же приглашали позже в Александрию и далее уже крали, заманивали обманом, обращали в рабство, увозя дальше и дальше в Европу начиная от Византии, Греции, позже Испания. н.эра знаменовала собой повальное увлечение работорговлей и мастера с востока были очень ценным товаром. Возвращались на Родину мастера нечасто и порой много веков спустя, но возвращались, оставляя за собой тайну производства рукотворного камня по всему цивилизованному миру. Как например в Италии до сих пор "Этруское нечитаемо"... :) потому что это руское и на латинском действительно нечитаемо. Поскольку в Расии строили сугубо из восполнимого материала - дерева, соломы... техники рукотворного камня не были востребованы в интерьере. Другая этика. Отсутствие пафоса и самодостаточность простых форм.
Тем не менее мода на дворцы из камня пришла вместе с Петром, вернувшимся из Европейского посольства. А с ним пришли европейские архитекторы уже у нас на ходу складывающие отличные от европейских рецептуры ДШ а фактически применяющие в интерьере вновь строимых дворцов Новой Элиты штукатурки, которыми на удивление владели местные мастеровые и крестьяне. Отсюда сразу такое разнообразие Оселкового мрамора в архитектуре той эпохи.
Настоящее описывает колоссальное количество рецептур, которые пополняются перманентно по причине внедрения в нишу новых строительных материалов. Питерские старички реставраторы говорят о 300 разновидностях Оселка, но я не могу этого подтвердить. Но в одном только Питере их описано более сотни. Фактически каждая артель применяла свои смеси и составы. А с прошествием лет всё новые и новые артели создавали новые рецепты. По мне так территория такая. Она инициирует зуд творчества.
Современный Оселковый мрамор можно поделить на две категории - Оселковый Мрамор По Готовой Поверхности и Оселковый Мрамор в Изделии. Это две разные линейки смеси. В первой она жирная, во второй она пресная. Самое популярное и самое простое что выбрали современные мастера это второй путь. Преимущества таковы - пресная смесь не липнет к рукам, одинаково работает при различной насыщенности вящущим, не объединяет цвета в тесте. Недостатки - пресные смеси усадочны в принципе и не пригодны для штукатурных работ по готовой поверхности. Я в данном разделе буду говорить об этом виде Оселкового мрамора.
Итак. Пресные виды теста получаются при применении гипса отечественных месторождений, пластифицированных сахарозой и кислотой в любой форме. Самая распространённая сейчас лимонная кислота, было время применяли серную., но оптимально я считаю применение винной кислоты. Руский камень в Греции ещё до н.э. делался из обожжённого гипса, затворённого свежим виноградным соком. Вот вам тайна кубков Диониса и кувшинов времён Тота. Понятное дело, что никто из вас не ударится в виноградарство по этой причине :) ...
Оселковый мрамор в Росии узнаваем. Изысков периода Итальянского Барокко не найдём. Почему? В 17 веке никто не давал свободу творчества артельным мастерам и требовали лишь скорость производства, что в прочем так и не изменилось до сих пор. Дёшево и сердито - лозунг не приветствующий создание шедевра. Тем не менее потенциал имеет место и любой, при должной степени самомотивации это подтвердит.
oselkovyj-mramor-01.jpg
oselkovyj-mramor-01.jpg (31.29 KiB) Просмотров: 20425
6.jpg
6.jpg (32.62 KiB) Просмотров: 20425

Выкладываем и обсуждаем традиционные рецептуры прошлого или начала Оселкового мрамора в Росии

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 12:24
Weis
Форум уже имеет несколько очагов всплеска интереса к данному направлению и тому пример эта страница - viewtopic.php?t=356&p=46489 тем не менее надеюсь, что мы в данном разделе ещё раз коллективно побеседуем о свойствах и странностях Оселкового мрамора.

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 12:32
Weis
Имею честь презентовать современные работы Калининградского мастера Юрия М. Он зарегистрирован и надеюсь сам ответит на вопросы.
Это изделия на винной кислоте. эффект травертина получен внедрением в тесто мягких пластов, в данном случае мела. мел по финишу вымывается.




СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 12:43
Нина
Weis писал(а):белокудрые белокожие высокие юноши.

Weis писал(а):Поскольку в Расии строили сугубо из восполнимого материала - дерева, соломы... техники рукотворного камня не были востребованы в интерьере. Другая этика.

Weis писал(а):применяющие в интерьере вновь строимых дворцов Новой Элиты штукатурки, которыми на удивление владели местные мастеровые и крестьяне. Отсюда сразу такое разнообразие Оселкового мрамора в архитектуре той эпохи.

Очень интересный экскурс!
Но вот странно и удивительно, что мастеровые владели этими техниками. Зачем им это было нужно, если это было не востребовано на Руси? Где они применяли свои умения и почему передавали их из поколения в поколение?

Re:

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 13:15
Weis
Нина писал(а):Но вот странно и удивительно, что мастеровые владели этими техниками. Зачем им это было нужно, если это было не востребовано на Руси? Где они применяли свои умения и почему передавали их из поколения в поколение?

Ничего странного. 17 век был пиком строительства дворцов в Австрии. Гемания того периода тоже отмечена богатейшим набором ДШ. Руские мастера это и воспроизводили, но в отличии от отечественного заказчика немецкий никуда не торопился и требовал особого качества и внешнего вида. Тем более, что свободных мастеровых практически не было и даровые рабы славяне, имеющие в Германии того периода обширные поселения, только содержались на довольствии. Повторюсь, что корни техник уходят в доисторические пласты, так что во многом память генетическая. Ярчайший пример данного форума - Брянский, имеющий на руках приличный объём наработок по наитию... :) или нет? Я точно так же доставал из памяти "секреты". А вот в Германии воссоздание техники с нуля началось только 30-40 лет назад и породило только одну модификацию - stuckmarmor.
В Росии не было культа роскоши до реформации , по этой причине мало памятников свидетельствовавших о присутствии техники на территории. Тем не менее они есть периода 14-16вв Один из примеров - Донской монастырь в Москве. Реформация церкви при Никоне видоизменила архитектурное наследие в корне. Храмы раннего исторического пласта лишались и убранства и интерьера. Штукатурки и фрески срубались до кирпича. я лично 25 лет тому исследовал несколько руин храмов от 10-12вв, в которых имелись незначительные остатки цветных штукатурок на гипсовой основе, когда под фреску делалась штукатурка на известковой основе. В настоящее время все эти храмы или разобраны до основания или перелицованы новоделом к сожалению. Но символику, цветность и самое главное факт применения ДШ я зафиксировал.

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 13:26
Нина
Генетическая память... Интересная штука.
Брянский, не обижайся :-) Расскажи лучше откуда берёт корни твоя генетическая память?

Re:

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 15:00
brianskiy
Нина писал(а):Генетическая память... Интересная штука.
Брянский, не обижайся :-) Расскажи лучше откуда берёт корни твоя генетическая память?

НЕ вдуплился,и связь не уловил,можно лично для меня более развёрнуто.

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 15:06
brianskiy
44.jpg
44.jpg (83.73 KiB) Просмотров: 20387
проризал по сырому трещины,потом белым и чёрным как зря по подсохщему и шкурка ?

Re:

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 21:20
olginec
Weis писал(а):эффект травертина получен внедрением в тесто мягких пластов, в данном случае мела. мел по финишу вымывается.

Для имитации выветренного камня использовали сахар. Кусковой, крепкий, не рафинад. кололи на разные кусочки. Потом водой, сахар растворялся.

Re: Re:

СообщениеДобавлено: 11 окт 2015, 21:41
brianskiy
olginec писал(а):Для имитации выветренного камня использовали сахар. Кусковой, крепкий, не рафинад. кололи на разные кусочки. Потом водой, сахар растворялся.

Шикарно и идея достойная.