Английская мебель классицизма.
Стили Хеппльуайта и Шератона
Классицизм XVIII в. для Западной Европы и России был интернациональным стилем, хотя внутренние стимулы его развития и пути, которым он следовал, в разных странах были разными.
Промышленная революция, начавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в., события общественно-политической и экономической жизни английского общества имели непосредственное влияние на английскую культуру и искусство этого времени. В отличие от стран континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новой и очередной стадией развития искусства, английский классицизм не являлся сугубо новым явлением, т.к. античное искусство и культура здесь почитались весьма давно. Английский классицизм отличается от классицистических форм, принятых в других странах, большей строгостью и последовательностью в принятии античных образцов. И на этом пути английский классицизм находит свои собственные национальные черты в архитектуре братьев Адам, в мебели Джорджа Хеппльуайта и Томаса Шератона, в посуде, плакетках, вставках на мебели и др., в керамике и фаянсе Джозайля Веджвуда и др.
Характерные формы спинок стульев и кресел стиля Хеппльуайта
stul6-hepplewhite (1).jpg (306.97 KiB) Просмотров: 2076
stul5-hepplewhite.jpg (87.35 KiB) Просмотров: 2076
stul4-hepplewhite.jpg (164.18 KiB) Просмотров: 2076
- stul3-hepplewhite.jpg (47.66 KiB) Просмотров: 2076
Начало резкого поворота английской мебели в сторону классицизма приходится на 1770 г., когда архитектор Р. Адам (1728–1792 гг.) по возвращении из Италии стал насаждать классику в английской архитектуре, в обустройстве интерьеров, производстве мебели и т.п. Стиль Чиппендейла, который господствовал здесь уже достаточно длительное время, начинает вытесняться. В проектах Адама, в противовес стилистике Чиппендейла, который, однако, одно время выполнял интерьеры и мебель в стилистике классицизма по проектам Адама, начинает главенствовать прямая линия. По проектам Адама выполняли мебель ставшие впоследствии знаменитыми мебельщики Д. Хеппльуайт и Т. Шератон, на которых также оказал влияние стиль Людовика XVI. Впоследствии эти мастера сложили свои собственные мебельные стили, причем стиль Хеппльуайта отходит от прямых строгих линий Адама и является своеобразным промежуточным звеном между ним и стилем Чиппендейла.
Этот стиль близко подходит к стилю Людовика XVI, в то время как стиль Шератона тяготеет к более рафинированному классицизму. Свои лучшие произведения Хеппльуайт создаёт в промежутке между 1775–1786 гг., а Шератон - в 1790-1804 гг.
Мебель для сидения, выполненная в стиле Хеппльуайта, имеет характерное решение прорезных ажурных спинок в виде пересекающихся друг с другом овалов, которые иногда образуют сердцевидную форму. Рамы таких овалов слабо профилируются и имеют в центре канавки, а их края обрабатываются бусами. Верх спинки украшается резьбой в виде трех расходящихся в разные стороны пальмовых листьев. Этот узор получил название тройного страусового пера. Спинки диванов делаются в виде ряда соединенных между собой спинок от нескольких стульев или кресел, имеющих подобное весьма характерное декоративное решение.
Ножки стульев, кресел и диванов выполняются прямыми, суживающимися книзу, круглыми или четырехгранными в сечении. Для раннего периода стиля Хеппльуайта в креслах локотники и их стойки делаются подобно французским креслам стиля Людовика XVI, а места крепления ножек к раме сиденья оформляются традиционным кубиком с резными розетками. В более поздний период этого стиля локотники и их стойки у кресел и диванов имеют сильный изгиб и, как и ножки, украшаются желобками по всей их длине. Места крепления ножек кубиков не имеют. В этом стиле делаются новые варианты крылатого кресла, а кровати украшаются балдахинами, которые держатся на тонких в сечении профилированных стойках, иногда имеющих слабую резьбу.
Разрабатываемая корпусная мебель имеет простые и лаконичные формы, ее номенклатура достаточно разнообразна. Существуют двух- и трёхъярусные платяные шкафы, разнообразные книжные шкафы с многоярусными выдвижными ящиками, расположенными в их нижней части. Иногда центральная часть низа таких шкафов имеет две распашные дверцы, а справа и слева от них располагаются выдвижные ящики. Застекленные дверки верхней части книжных шкафов делаются с фасонной декоративной свинцовой пайкой, как правило, геометрического рисунка в виде переплетающейся решетки. Большое распространение получили также шкафы-комоды, у которых практически отсутствует какой-либо декор. Шкафы, обычно, имеют выступающие профилированные карнизы, а иногда и фронтоны, украшаемые резными вазонами яйцевидной формы или фиалами. В этом стиле в большом количестве выполняются разнообразные по форме и назначению столы. Например, весьма оригинальные по конструкции столы с опускающимися полами столешниц и складными боковыми ножками, туалетные столы с выдвигающимися ящиками и откидными (поворотными) зеркалами, столы прямоугольной формы, у которых края столешниц и коробка подстолья делались с легким изгибом, письменные столы типа бюро, корпусы которых имели выпукло-вогнутые очертания и стояли на шести прямых суживающихся книзу тонких ножках, и др. объекты. В декорировке такой мебели нет сильно выступающих шаблонов, которые, в свою очередь, украшаются разнообразными порезками. Членения и профилировки получаются весьма мелкими, но чёткими и строгими.
Вся мебель делается, в основном, из красного дерева и других светлых пород. Используется также атласное дерево, идущее на маркетри. Филёнки шкафов иногда украшаются интарсией в виде орнамента из расходящихся веером полос, вписанных в овал.
В последней четверти XVIII в. большой популярностью пользуется разнообразная комбинированная мебель. Например, комод комбинируется со стоящим на нём книжным шкафом или комод имеет откидную или выдвижную столешницу и таким образом превращается в секретер, туалетный стол комбинируется с письменным столом и специальными ёмкостями, горка для посуды совмещается с комодом или бюро-кабинетом и т.д.
Популярности стиля Хеппльуайта в Англии и за рубежом способствовали не только лично изготовленные им прекрасные мебельные объекты, но и, в еще большей степени, изданное им в 1788 г. «Руководство для столяра и драпировщика» («The Cabinet-Maker's and Uphols terer's Guide»).
Стиль Шератона характеризуется ясно выраженной структурой мебельного объекта и почти полным отсутствием кривых линий в его форме. Своей славе Шератон обязан, прежде всего, альбомам с эскизами почти идеальных (образцовых), отвечающих своему назначению - мебельных объектов, например, в изданной им в 1791 г. «Книге эскизов для столяра и драпировщика» («ТЪе Cabinet-Maker's and Uphols terer's Drawing Book»). Мебельные формы, складывающиеся в это время в его стиле, через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства XIX в. благодаря своей целесообразности, простоте, практичности и изяществу. Мебель Шератона отличается изысканной проработкой всех деталей и хорошо подобранными породами дерева по их цвету и текстуре. Например, плоскости красного дерева чередуются у него с плоскостями, украшенными инкрустацией или маркетри из розового, атласного или палисандрового дерева, поэтому этот период в мебельном искусстве Англии еще называют «периодом атласного дерева». В технике маркетри декорируются не только большие плоскости стенок и дверок шкафов, но и спинки, и ножки стульев, кресел и диванов. Мебель для богатых клиентов Шератон украшает живописными медальонами или керамическими плакетками фирмы Веджвуда. В своих проектах Шератон обходится небольшим набором накладных латунных красивой формы ручек дверок шкафов и ящиков, щитков (уключин) замочных скважин. Шератон предлагает большое количество типов комбинированной мебели и мебели с различными техническими устройствами, повышающими ее потребительские качества. Например, туалетные столы с откидными и поворотными зеркалами, шкафчики с умывальниками, столики для бритья, комоды-туалетные столы, шкафы-бюро, рабочие и карточные столы и т.д. Мебель для сидения в стиле Шератон имеет простые формы, а сквозные спинки стульев и кресел с изящными пропорциями и рисунком собираются часто из точеных деталей и украшаются резьбой невысокого рельефа. Спинки диванов традиционно выполняются в форме соединенных между собой спинок нескольких стульев. Популярностью пользуются банкетки-подставки для ног. Изголовье кушеток имеет вид глубокого мягкого кресла. Над кроватями устанавливаются балдахины шатрообразной формы. В поздний период стиля Шератона опять появляются искривленные ножки, что свидетельствует о скорой перемене стилевых направлений в мебели.
Удобство, комфортабельность, рационализм конструкций, уравновешенность членений и согласованность пропорций основных формообразующих элементов, изящество отделки сделали английскую мебель популярной в европейских странах, США и в России и определили ее влияние на формообразование мебели, создаваемой в этих странах.
Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007