Этой статьей мне хочется начать ряд тем, которые, как думается, очень важны для освещения,
обсуждения и особенно для возрождения тех или иных разделов альфрейки.
Для альфрейщиков возможно здесь и не будет сказано ничего нового, но
надеюсь, что развитие подобных тем поможет кому то в жизни,работе или творчестве.
Это моя первая статья ,имеет собирательный характер и посвящена она фреске.
Итак."Фрески - творения в веках, настоящие и не очень."
На сегодняшний день в эксклюзивных отделочных работах слово "фреска" слышится все чаще и чаще.
При этом зачастую без всякого на то основания. Сейчас фресками пытаются именовать и любую стенопись
выполненную чем угодно, и как угодно, наклеенные на стену холсты, по которым выполнена роспись,
разного рода "переводилки", а также постеры отпечатанные с помощью цифры. Такие дела.
Это все заблуждение, либо преднамеренное, либо случайное, но так или иначе ошибка.
Из всего этого вытекает правомерный вопрос. А что такое фреска?!
Исторически слово «фреска» происходит от итальянского выражения "a fresco" - по-сырому,
то есть письмо по сырому, ещё свежему известковому грунту, проще по сырой известковой штукатурке.
Выражение “bouone fresco” «истинная фреска» означает именно такое покрытие.
Причем неотъемлимое условие данной работы это использование в качестве красок только известковые,
либо просто пигменты, причем земляные, в проф среде именуемые "землей".
Проф термины -это вообще целая жила для анекдотов. Вот например, был рассказан такой случай: парня только
недавно пришедшего на стройку для практики, поставили к двум дамочкам-штукатурам в качестве подсобника.
Частенько штукатурщицы еще те лихие штучки, так случилось и на этот раз.
Уделывая "квадраты" (квадратные метры) один за другим в порыве рабочего угара прозвучал призыв
подсобнику :"Грязи давай!". В данном случае имелся ввиду штукатурный раствор. Парень, будучи адекватным
человеком и не зная особенностей строительной "терминологии", взял ведро, лопату и пошел к ближайшей луже,
где собственно и выполнил поставленную задачу буквально. Вернулся и отдал ведро... ,
Каково же было его удивление, когда ведро полетело обратно.
Такие казусы.
Стоит вернуться к фрескам.
Помимо "a fresco" существует также понятие "a secco"- роспись по сухому основанию известковыми красками.
Как правило, этим способом доводили работы до готовности в виде штрихов таких, как мелкие детали,
обводки и т.д.. Но основная работа должна быть выполнена все-таки по сырому.
Такова настоящая фреска.
Все прочие варианты : роспись стен и потолков масляными красками, акрилами и т.п.,
а также заводские наклейки и постеры, какого бы качества они не были - никакого отношения к фрескам не имеют
в принципе. Фреска -это всегда РУЧНАЯ работа.
Поймите правильно- в этом историческая справедливость.
Помимо перечисленного, фреска- это не тот вид живописи, которую можно выполнить под цвет прикроватной
тумбочки или занавесок. Срок хорошей монументалки может исчисляться сотнями лет, несколькими человеческими
поколениями. Да и стоимость подобной работы включая материал является довольно существенной.
Важное условие успешности и прочности фресковой живописи - хорошая предварительная подготовка поверхности.
Другим важным условием является качество материала, вот здесь уже нельзя ни в коем случае экономить.
Испорченная известь или наполнитель - это ваша испорченная фреска. Исполнение фрески это довольно кропотливый труд на всех этапах, со множеством подводных камней. Поэтому наличие опытного специалиста также очень
желательно. Другим чрезвычайно важным фактором здесь является творческая концепция, выраженная в авторской
идее. Копия чьей либо работы выполненная посредством фрески - это деньги выброшенные на ветер.
Творческая ценность такой работы стремится к обесцениванию. Это важно понимать.
Из тех кто вложил свой вклад в монументальное искусство фресковой живописи можно упомянуть:
Джотто, Липпи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, Чимабуе, Гадди, Менгс, Корнелиус, Овербек, Фейт, Шадов,
Шнор, Фюрих, Тассо, Гесс, Ротман, Кох, Шраудольф, Мюкке, Лессинг, Плюндерман, Иттенбах, братья Мюллер и
Стейнле, Прешель, Фогель, Бендеман,Гогенбауер, Эстерлей, Фейт, Негер и Иeгеp, Швинд, Деларош,
Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев и многие другие.
Важно то, что работы всех их и поныне радуют взгляды людей, позволяя прикоснуться к красоте цвета, формы и содержания.