У всех у нас свои тараканы, говорят. У кого-то больше, у кого то жирнее. А у гениев?
После определенных дебатов на эту тему и поиска нарвался на совершенно другой по тематике форум http://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=11063.0 , но с подобным же вопросом. Некоторые выдержки оттуда пощу:
Итак тема, творческое безумие. Часто в прессе, на телевидении и т.д. идут разговоры о творческом безумии, среди писателей, режиссеров, художников. Мне хотелось бы перенести подобное обсуждение в более близкую мне сферу, то есть в музыку. Что я имею в виду под творческим безумием? Какую-то грань, выходя за которую музыкант начинает мыслить оригинально, не только в смысле конкретно музыки, но и в смысле тех идей, которые он этой музыкой передает. То есть, не медицинское безумие, будь то шизофрения и прочее, а безумие, как некоторое состояние мышления, хотя и медицинское безумие тоже. Безумны ли музыканты, гитаристы. Безумен ли Хендрикс, Заппа, Вай, Сатриани, Фрипп, Белью, Пасториус, Моцарт, Бетховен и т.д. и т.п. Известны ли вам какие-то идеи, выраженные через музыку, которые кардинально изменили наш мир. Безумны ли творческие люди, и как далеко в этом безумии можно зайти? Можно ли симулировать творческое безумие? И можно ли, симулировав его, сойти с ума в действительности. Что есть творческое безумие? Божественный дар, или отступление от Бога? С одной стороны безумцы открывают на многое глаза. С другой стороны...
В статье о "Психопатологическом феномене" "Каждому гению свою странность" Виктория Сарыкина пишет: "Каждый гениальный человек имеет отклонения. Кто будет отрицать, что у Пушкина, Гете, Гоголя и Достоевского были психические отклонения? Впрочем, это не то, что вы думаете, - отклонение от нормы не означает сумасшествие. Психиатры сравнивают психопатологию с Книгой рекордов Гиннесса: там что ни рекорд - то отклонение от нормы. Просто между патологией и болезнью нельзя ставить знак равенства. И если ученые говорят, что Лермонтов яркий шизоидный психопат, это не значит, что его нужно было срочно госпитализировать и лечить. У Пушкина, между прочим, тоже была Патология - и может быть, даже большая, чем у Лермонтова, - но кто сможет назвать Пушкина сумасшедшим?"
Легкие психические расстройства всегда присутствовуют в личности и творчестве
гениальных людей, но в ограниченных дозах, иначе ни личности, ни творчества уже
не будет.
Ученые, занимающиеся изучением творчества и патологии гениальных людей,
обнаружтли факты, позволяющие сделать четыре вывода:
1. Среди всех предков гениальной личности можно обнаружить черты психопатологии и часто даже психическую болезнь.
2. У гениальной личности всегда можно констатировать наличие психопатологии: от легких форм до душевного заболевания.
3. Среди близких родственников гениальной личности с исключительным постоянством присутствуют душевнобольные люди.
4. Как правило, среди предков гениальной личности можно обнаружить линию одаренности.
Из всего этого можно сделать один простой вывод: основной фактор, влияющий на
развитие гениальной личности, - это наследственность.
Владимир Козырев, главный психиатр больницы имени Алексеева (бывшая Кащенко), составил "таблицу наследственности" одаренности и психопатологии. Вот она.
Наполеон. Страдал аффект-эпилепсией.
Отец: алкоголик, патологические черты характера.
Мать: человек больших способностей с чертами несомненной одаренности.
Сестры: истеричные и безнравственные натуры.
Лев Толстой: Страдал истеро-эпилептическими приступами.
Линия отца: изобилует душевнобольными и психопатическими личностями.
Линия матери: высокая одаренность, музыкальные и литературные способности.
Лермонтов: Страдал шизоидной психопатией.
Отец: выраженная психопатия из группы шизоидных.
Мать: натура, склонная к поэзии.
Успенский: Умер в психиатрической лечебнице от прогрессивного паралича (плюс страдал алкоголизмом).
В семье отца - множество душевнобольных.
По линии матери - много художников, музыкантов и писателей.
Брат покончил жизнь самоубийством.
Шуман: Отец литературно одарен. Покончил жизнь самоубийством.
Мать: к концу жизни проявились психические расстройства.
Сестра и сын композитора: душевнобольные.
Достоевский: Страдал эпилепсией.
Отец: алкоголик, как впрочем, и братья писателя.
Мать: произошла из очень культурной семьи, давшей немало одаренных, высокообразованных людей.
Сестра: душевнобольная, а ее сын (племянник писателя) - идиот.
(Интересно было бы проследить подобные вещи среди музыкантов 20 века.
Большинство ученых склоняются к мысли, что у каждого человека присутствует потенциал творчества - одаренность и патология. Только у всех потенциалы эти разные, зависят от наследственности и присутствуют в определенном соотношении.
Владимир Козырев приводит четыре варианта развития личности:
1. У человека много и творческого, и патологического потенциала. Он непременно реализуется в одаренную личность.
2. При малой творческой и патологической потенциях - будет нормальным, даже посредственным.
3. Если у человека много патологического, но мало творческого, он станет психически больным.
4. Если патологии мало, а творчества много - человек реализует свои способности на высоком уровне, но гением не станет.В любом из нас заложено намного больше, чем мы можем реализовать. А иногда случается, что гениальный человек оказывается вне сферы творчества. Но гениальность все равно дает о себе знать. Как у Ломоносова. Впрочем, здесь возникает один ньюанс. Пусть вы человек одаренный, имеете большой и творческий и патологический потенциалы, но, не имея способности к развитию заложенной одаренности, не станете тем, чем можете стать.
Говоря о "наследственном наборе" (наличии творческого и патологического), мы, конечно, подразумеваем мозг. Сознание и подсознание. Сознание и сверхсознание: это то, что напичкано всякими табу, законами и правилами. Сознание тормозит подсознание (где и хранятся наши творческий и патологический потенциалы). Но ногда этот "тормоз" можно снять. Такого эффекта "снятия тормоза" можно добиться с помощью алкоголя, наркотиков, сна (Пушкин писал стихи во сне, А Менделеев увидел во сне свою таблицу), гипноза, медитации и... психопатологии. Все перечисленное и можно назвать пусковым моментом, подавляющим действие сознательного барьера. Есть еще один стимулятор, который можно получить при
жизни, - прогрессивный паралич (заболевание сифилитического характера), которым страдали Врубель, Мопасан и Гете.
Кто знает, сколько гениев было б сегодня, если бы ученые смогли ответить на этот вопрос: возможно ли вводить человека намеренно в патологическое состояние? Никто не ответит: стал бы Достоевский Достоевским, если бы он жил в наше время и его лечили бы от эпилепсии? Вроде понятно: расстройства следует лечить (и лечат!), а вдруг вместе с болезнью "лечат" и гениальность?
Те, кто в истории отмечены как гении - одновременно были и психами. Но не все психи гении.
"Не все те кто сидят в психбольницах - больны, и не все те кто за ее стенами - здоровы"
(с) бернард шоу
А что вы думаете по этой теме? В нашей сфере тоже очень много подобных примеров.
Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума... /В.Цой/