Понравилась статья в
Discovery 09.2012 "
Флешка для мозга"
http://discovery-russia.ruИнтересные выдержки:
«Древние мудрецы знали все, а нынешнее поколение ничего не знает и знать не хочет». Это одно из самых популярных «в народе» мнений, максимально далеко от истины. Если мы, конечно, имеем в виду не «забытые духовные практики», «смысл жизни» и прочие трудноопределяемые понятия, а реальный объем информации, которым обладает индивидуум в тот или иной период человеческой истории.
Даже в научно-популярных изданиях встречаются высказывания о том, как много знали, к примеру, члены первобытного общества по сравнению с современным горожанином. Дескать, древнему человеку надо было знать повадки всех зверей и птиц, различать съедобные корешки и уметь их находить, выделывать шкуры, помнить время и направление миграций животных, держать в голове имена и привычки десятков богов и духов, разбираться в хитросплетениях своего генеалогического древа вплоть до прапрадедов и троюродных теток. И... в общем-то все.
Много ли это? Любая юннатка 13 лет от роду, занимающаяся в кружке геоботаники, разбирается в растениях лучше седых волхвов древности, поскольку кроме того, поскольку кроме того, как какой цветочек выглядит, где растет и от какого «пузяного вздутия» помогает, знает еще и его физиологию, систематику и латинское название. Научиться делать каменные топоры можно за два-три дня. Плести лапти - за два-три часа. Опыт людей, живших с пигмеями Африки или амазонскими индейцами, наглядно демонстрирует, что всеми их знаниями и большей частью навыков цивилизованный человек овладевает за пару месяцев. Другое дело, что на оттачивание навыков требуются долгие годы, которых в распоряжении исследователя нет. То есть научиться изготавливать плохие стрелы и кое-как потрошить капиба-ру может каждый, а достигнет в этом совершенства только тот, кто посвятит себя делу целиком. Однако к количеству именно знаний, усвоенных человеком, это не имеет отношения.
На протяжении всей истории человечества объем информации, необходимой для жизни, постоянно увеличивался. Современный человек, даже если он невежественный и недалекий, знает столько, сколько и не снилось самому просвещенному древнеегипетскому жрецу. Информация же, хранящаяся в голове специалиста, - это и вовсе невообразимо для древних, поскольку к «сведениям общего характера» добавляются знания специальные. Один курс сравнительной анатомии или гистологии, который (в ряду прочих) должен одолеть любой студент-медик, по количеству информации сопоставим с совокупным медицинским знанием всего человечества тысячу лет назад. Между тем мозг человека, его когнитивные способности не претерпели существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. И чем дальше, тем острее встает проблема: как научиться всему, что требуется?
Учеба — это в основном запоминание. Механическое, тактильное, какое угодно, но основная задача обучающегося — закрепить что-то в памяти. Повторять действия или информацию, пока они не «отложатся». Раз за разом, до кровавых кругов в глазах. Так люди учатся издревле. И все время мечтают о том, чтобы сделать обучение более эффективным и менее трудо- и времязатратным.
ГИПНОЗ НЕ ПОМОЖЕТ
Одним из способов учиться, не затрачивая усилий, периодически пытаются сделать гипноз. Эксперименты по гипнопедии время от времени проводятся в разных странах на протяжении более чем ста лет. Например, болгарский ученый Георгий Лозанов одним из первых пробовал с помощью гипноза обучать студентов иностранным языкам. Отечественный ученый Владимир Райков добивался того, что его подопечные неожиданно для себя начинали рисовать, причем довольно неплохо. Для обоснования применимости гипноза в педагогике часто ссылаются на Льва Толстого, который утверждал, что в процессе обучения сидящие за партами погружаются в то состояние, «которое врачи называют первой степенью гипноза». «Так что учатся люди и воспитываются только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно», - заключает классик. Однако большинство экспериментов по гипнотическому внушению в образовательных целях сомнительно и плохо воспроизводимо.
Примерно такая же ситуация с обучением во сне. Еще в 1942 году американский профессор Лоуренс Лешан стоял около спящих молодых людей и повторял: «Мои ногти ужасно горькие на вкус!» Лешан проводил эксперимент по обучению во сне: его пациенты страдали патологическим стремлением грызть ногти, и ученый пытался избавить их от него с помощью внушения. Сперва он воспроизводил сообщение с помощью фонографа, который повторял фразу 300 раз в течение ночи, пока все спали. Но фонограф сломался, и Лешан сам еженощно твердил одно и то же. Спустя три месяца оказалось, что около 40% пациентов избавились от пагубной привычки. Казалось бы, метод сработал. Однако эксперимент оказался невоспроизводимым. В 1956 году в США Чарльз Саймон и Уильям Эммонс провели аналогичный опыт. Только при этом использовался электроэнцефалограф, который позволял убедиться, что пациенты действительно заснули перед началом внушения. При таких условиях весь эффект исчез, грызть ногти никто не перестал. Этот пример наиболее известен, но и во всех последующих результаты «обучения во сне» оказывались как минимум сомнительны.