В тему последних дебатов создаю тему и публикую свою опубликованную статью на эту тему.
Из 3D в реальный мир
о том, как новые технологии нам строить и жить помогают
За последние полвека человечество семимильными шагами продвинулось вперед, изобрело то, о чем не так давно грезили лишь писатели-фантасты. Живя в век научно-технического процесса, мы так привыкли к продуктам нашей эпохи и они нам кажутся настолько обыденными, что нам даже невдомек, каким образом поколения до нас обходились без всего этого.
Компьютерные технологии вторглись в сферу искусства и культуры, все более и более притесняя стандартные средства созидания. Но, тем не менее, не средства и инструменты являются ключевыми в творческом процессе. Компьютер – такой же инструмент в руках мастера, как карандаш и бумага, со своими преимуществами и недостатками, но самыми главными были и есть – это идея, замысел, который рождается в голове архитектора, дизайнера или другого творческого человека. Жить в век современных технологий и не пользоваться его плодами – непозволительная роскошь. Хотя, конечно, существует очень много талантливых личностей, кто так и не смог сломать стереотипы и продолжает созидать по старинке, а для себя находят массу оправданий, лишь бы не привыкать к чему-либо новому. Но есть и те, кто не стесняется самосовершенствоваться и пользоваться преимуществами современных технологий – во всю использует компьютер, цифровую камеру, и, конечно же, глобальную информационную базу знаний - Интернет, где можно найти ответы практически на все вопросы.
Но ладно с творческими индивидуумами, а что дают новые технологии непосредственно заказчику, к примеру, в такой сфере, как проектирование/дизайн интерьера? Тут надо подчеркнуть один немаловажный нюанс. Этот нюанс заключается в вопросе доминирования в процессе проектирования интерьера. Существует несколько схем. Первая, это когда заказчик ничего не знает и знать не хочет и отдается во власть архитектора/дизайнера, таким образом, получая интерьер от кутюр. Как можно догадаться, полученный результат будет навязан авторитетом создателя, но не будет учитывать привычек и особенностей заказчика. Вторая схема, это когда заказчик точно знает чего он хочет и инакомыслия не приемлет. Тоже крайний случай, не дающий правильный результат, так как в 99% случаев заказчик не имеет столько знаний, чтобы без ошибок спроектировать интерьер. И, наконец, третья схема, приводящая к наиболее правильному результату в подавляющем большинстве случаев – это когда происходит сотворчество, своего рода симбиоз, архитектора/дизайнера и заказчика. В этом случае клиент помогает направить созидательную энергию творца интерьера в нужном направлении и в результате создать то, что нужно.
В первом варианте нет разницы, какими средствами архитектор/дизайнер будет разрабатывать интерьер – на компьютере или на клочке бумаги, ведь заказчик устранен от такого рода вопросов. В остальных же случаях качество подачи очень конкретно может оказывать влияние на заказчика. При всем уважении к авторским наброскам, с полной уверенностью можно утверждать, что очень многое для заказчика остается за кадром. Качественная ручная подача отнимает много времени, но и здесь много подводных камней. При просмотре картинки у заказчика может возникнуть желание просмотреть картинку с другого ракурса, под другим углом, определить размеры или даже поменять расположение объектов – не у всех же развито пространственное воображение! Кроме того, детали могут все равно выпасть и из-под ока даже архитектора/дизайнера. Кто-то против такого детализированного подхода и желает не выходить за рамки художественности, но кому-то эти рамки слишком туманны и расплывчаты, им больше по душе видеть то, что потом не придется переделывать. И здесь нам на помощь приходят современные технологии. Существуют специальные программы, позволяющие реально «прогуляться» по пока несуществующему интерьеру, крутить его под любыми углами, меняя расположение и размеры всего, чего угодно прямо на глазах у заказчика. В любом случае новые технологии поднимают степень понятности проекта для заказчика и исполнителей.
В сферу новых веяний проектирования, возникло даже целое направление – визуализация и отдельной к нему ветвью идет фотореализм. Далеко не каждый дизайнер и архитектор хорошо владеет средствами 3D проектирования и за них это может сделать визуализатор.
Конечно, не все так безоблачно, как хотелось бы, картинка может и не получится та, что планировалась. Ответ на него надо искать в умении дизайнера донести картинку с соответствующими чертежами, прораба – воплотить картинку в действительность, строителей – выполнить умело и качественно все, что от них требуется, а заказчику – найти на все это деньги.
Сложность еще состоит в том, что профессиональные визуализаторы знают значительно меньше дизайнера о стилях, эргономике, существующих материалах и оборудовании. Поэтому много чего может перевираться. В идеале должен быть человек оркестр: архитектор, дизайнер и визуализатор в одном флаконе, что является редким исключением, с некоторым перегибом в стороны, к которым он более склонен (в идеале он должен быть гармонично развит во всех сферах). Но зато не возникает таких сложностей в стыковках между различными людьми со своим уровнем знаний, вкусов и привычек, которые неизбежно возникают при делении на отдельные личности. Тяжело быть винтиком в системе, лучше быть самой системой!
Качество визуализации напрямую зависит от программ, которые используются для этого дела и от опыта и знаний, работающего в них человека. По некоторым шедеврам вообще трудно сказать, где фотография, а где картинка, но для понимания всех премудростей часто требуются годы кропотливого труда. В основном архитекторы и дизайнеры работают с универсальными чертилками типа Autocad, есть конечно и более приспособленные программы Archicad, Arcon, Sketchup, дающее довольно понятное 3D, мебельщики используют Pro100, но лучшие в результате картинки получаются при использовании 3DMax, Maya, Cinema4D, а фотореализм достигается сторонними модулями типа Vray, MentalRay, Brasil. И этот только часть пирога, программы указаны далеко не все. Кроме этого надо уметь владеть и 2D редакторами типа Corel, Photoshop и т.п.
Что касается стоимости работ по визуализации, то ее могут как включать в стоимость проекта, так и представлять отдельно. Сумма может варьироваться от у.е. за кв.м. по площади пола до стоимости конкретных кадров. Все очень конкретно зависит от качества требуемой визуализации и сложности объекта. Кто-то вообще не умеет моделировать и стоимость будет ниже, но использоваться будут модели с достаточно абстрактным подходом только из библиотек. Но надо понимать, что визуализация это визуализация, а дизайн это дизайн. Он стоит своих денег и его иногда очень трудно оценить, т.к. это продукт творчества, брат идеи, а идея, как говорят, бесценна.