Заказчик НЕ ДОЛЖЕН уметь читать чертежи, для этого у него есть Дизайнер и Строитель, которых он выбирает в том числе и по ПРОФПРИГОДНОСТИ.
Люблю заказчиков, которые понимают чертежи и знают, что делают, а не получают кота в мешке на финише со словами "а я думал, что будем по-другому" или же, если не хотят вникать и понимать, то тогда пусть не обижаются, что получат то, что предлагают профессионалы по их разумению и опыту, не пиняя на их решения. Ну и надо учитывать тот факт, что из 3-5 профессионалов все 3-5 могут предлагать разные способы решения одной и той же задачи. А тут как не крути, без субординации, доминантности и окончательного вердикта клиентом ничего не попишешь.
На практике клиент АН далеко не всегда берет и думает, что справится его прораб, строители или он сам. Мало того, он порой не понимает необходимости в нем, считая, что все должно быть прописано в проекте. Перечитайте, если что, всю тему сначала, там есть много по этому вопросу.
Необходимость Авторского Надзора прямопропорциональна СЛОЖНОСТИ проекта, есть проекты где он вообще не нужен, а есть проекты где он крайне необходим
Он везде желателен, а нужен или нет обычно решает клиент и его финансовые возможности. А есть и дизайнеры, которые не любят брать АН.
В самом АН важен ЖУРНАЛ АВТОРСКОГО НАДЗОРА.
Важен, но в реале мало кто его ведет, если это не госстройка, а уж тщательно и дотошно и того меньше. А кроме того, есть варианты АН и по удаленке. Ну и надо еще учитывать момент, что сейчас все больше переводится в цифру и все меньше в ручную писанину. Строительные команды ведут все чаще ведут общение и документирование по электронной почте или в последнее время месседжерами, создавая группы и там фиксируя насущные вопросы и проблемы. Тоже почитайте, что мы понаписали про журнал
viewtopic.php?p=74735#p74735