О дизайне в России

Сообщение Kevin » 09 ноя 2011, 21:42

Попалась сегодня статья на МН, прочитал, не удержался и притащил сюда.
Упор сделан на промдизайн, но проблемы общие одни и те же...


Почему в России нет промышленного дизайна

Все знают, что в России не развивается промышленный дизайн, то есть никто не занимается внешним обликом вещей — автомобилей, мебели, тарелок, пепельниц и любых мелочей, которые все-таки производят отечественные предприниматели. Найти красивые современные товары отечественного производства решительно невозможно. Чтобы в этом убедиться, достаточно окинуть взглядом собственный гардероб, квартиру, офис — там нет ни одной красивой стильной вещи отечественного производства.

Вместе с тем нельзя сказать, что в России нет интереса к дизайнерскому искусству, напротив. Доказательством может служить тот факт, например, что только этой осенью в Москве практически одновременно проходит три фестиваля дизайна: 8–11 сентября — Design Act (его делают пятый год подряд), 11–16 октября — Moscow Design Week (как позиционируют его организаторы, «самое важное ежегодное событие в области дизайна в России»), 8–16 октября — Sretenka Design Week, «первый фестиваль российского промышленного и средового дизайна».

Кроме того, нынешней зимой в Москве открылся MOD — «центр современного дизайна и инноваций для жизни». Недавно была создана некоммерческая организация «Центр развития дизайна». Прибавьте к этому DesignBoom — модный магазин дизайнерских товаров, где продаются и отечественные вещи; большие разделы, посвященные дизайну мебели, на «Арх-Москве»; выставки интерьерного дизайна журнала «Мезонин»; культуртрегерскую деятельность школы интерьерного дизайна «Детали», Британской и Международной школ дизайна; премию за лучший отечественный дизайн, учрежденную журналом Elle Decoration. Перечислять события можно до бесконечности. Кажется, что российское общество заражено «манией дизайна»

Тут надо уточнить. Половина, если не две трети перечисленных событий и институций призваны продвигать в России творчество западных дизайнеров. Когда испанское торгпредство третий год подряд проводит в Москве Неделю испанского дизайна — это чистая PR-акция, задача которой — способствовать повышению продаж испанских компаний, осваивающих нашу страну как перспективный рынок.

Конечно, российские художники-дизайнеры есть и в России, и на фестивалях и выставках мы их увидим. Но если они и работают с промышленностью, то почти исключительно там, на Западе. Причем даже в Италии, на родине искусства дизайна, в стане законодателей дизайнерской моды.

Я знаю, что архитектор, профессор МАРХИ Евгений Полянцев разработал дизайн мебели для итальянских фабрик. Его столы успешно выпускают и не менее успешно продают. На Миланском салоне в прошлом году демонстрировали лампы, сделанные итальянцами же по проекту молодого российского модельера Дмитрия Логинова. Пару лет назад престижную международную премию RedDot получил архитектор Дмитрии Букач — он придумал табуретку из фанеры, без единого гвоздя и на шнурках. Потрясающие проекты осветительных приборов есть у Юрия Аввакумова. Казалось бы, бери и выпускай. Но российские производителе не торопятся. Почему?

И так купят

Есть такая мебельная компания «Аврора» — типичный образец среднего бизнеса. Существует почти 20 лет, выпускает спальни. Начинала с торговли польской мебелью, а сейчас имеет собственное производство в Калининградской области, где действуют налоговые послабления, куда легче и быстрее доставлять комплектующие из Западной Европы и где рабочая сила дешевле, чем в Москве. Все эти обстоятельства делают мебель «Авроры» весьма конкурентоспособной. И если в кризис 2008 года иные компании закрылись, то в «Авроре», наоборот, ломали голову, как справляться с постоянно растущим спросом. И не то чтобы эта мебель была дешевой. Она дороже, чем в ИКЕА, и сами владельцы подтверждают, что хотя они, конечно, работают на средний класс, но на самый его «топ».

Однако за внешний вид замечательных спальных гарнитуров «Аврора» отвечают все кому не лень. Например, владельцы поручили разрабатывать дизайн своих кроватей дочери своего польского партнера, никому не известной девушке со средним художественным образованием. Что же мешает им пригласить профессиональных дизайнеров? «А зачем? — вопросом на вопрос отвечает глава компании Елена Венгерская. — Ведь и так покупают. Позови мы именитого дизайнера, тут же возникнут проблемы с авторскими правами, придется сильно повышать цены. И я не уверена, что суперстильную навороченную мебель по высоким ценам наш покупатель примет. Пока что наше личное представление о продукте, о его внешнем виде, полностью соответствует запросам рынка».

Мировой опыт

Эстетическая неразвитость широких масс — ключевой вопрос. Это тот тупик, в который рано или поздно упираются все дискуссии на тему, почему в России нет собственного дизайна. Потому что покупателю его не надо. Покупатель ищет либо что подешевле — и тогда ему наплевать на внешний вид, или что побогаче — и тогда предпочитает раскрученные западные бренды.

Можно ли как-то развить спрос? И как привить покупателю вкус?

И тут все начинают кивать в сторону государства. Грандиозную задачу не решить локальными фестивалями. Нужна консолидированная продуманная стратегия. И бюджетные деньги. С которыми в России беда: как только их выделяют, их тут же разворовывают.

Опять же справедливости ради надо сказать, что «неразвитость вкуса» — болезнь международная, от которой страдали почти все страны в тот момент, когда всерьез начинали развивать дизайнерское искусство. На самом деле вовсе не в дурном вкусе тут дело, а в житейской логике: выбирая между «красивым» и «дешевым», покупатель в любой точке земного шара скорее всего предпочтет второе. Изменить это правило сложно. Мировая fashion-индустрия «ложится костьми», тратит миллиарды на рекламу и PR, чтобы убедить нас в обратном — что надо покупать актуальное и дорогое, а не дешевое и практичное.

Сегодня уже почти во всех странах существуют государственные центры развития и поддержки дизайна.

Первопроходцем была Англия. Design Council тут учредили в 1944-м, во время войны. Идея принадлежала министру торговли Хью Далтону. Перед организацией поставили цель — улучшить отечественные товары и качество жизни британцев. Это было непросто. Один из первых директоров Design Council — сэр Гордон Рассел сравнивал пропаганду дизайна с толканием бочки в гору. Однако сегодня в Великобритании 232 тыс. дизайнеров. А совокупный доход дизайн-индустрии — 15 млрд фунтов стерлингов ($30 млрд).

Первая национальная шведская организация по дизайну Svensk Form была образована в 1845 (!) году. Сегодня в стране работает 12 тыс. дизайн-компаний. Благодаря компании IKEA шведский дизайн знают во всех странах, ее продукция есть почти в каждом доме.

Norwegian Design Council (NDC) создан в 1963-м. В Испании ассоциацию промышленного дизайна ADI-FAD учредили в 1960-м. Последний по хронологии в этом списке — Центр дизайна города Сеул. На сегодняшний день его бюджет $1,5 млрд.

Дизайн — это ведь не только красивые вещи, интерьеры, городская среда. Это качественное изменение в структуре рабочей силы: развитие мелкого и среднего бизнеса (в Англии в 70% дизайнерских компаний работает не больше десяти человек), консолидация молодых, образованных предприимчивых людей. Среднестатистический английский дизайнер — это белый 38-летний мужчина с высшим образованием. Короче, развивать и поддерживать дизайн для государства со всех сторон выгодно. Но поскольку у российского государства другие (иногда кажется — самоубийственные) цели, никакой поддержки пока не наблюдается.
 
Terra Incognita
 
Гади Амит, директор студии Newdealdesign LLC в Сан-Франциско, основанной в 2000 году и работавшей с такими компаниями, как Dell, Nokia, Palm и т.д., размышляет о сути промдизайна: «Промышленный дизайн до сих пор является одной из наименее понятных профессий корпоративной Америки, из-за чего обладает невысоким уровнем престижа.
В мире бизнеса считается, что «настоящий промышленный дизайн только у Apple» или что «везде, кроме Apple, промышленный дизайн — это либо непонятная аналитическая деятельность, слишком дорогая и неэффективная... либо лиричное снисходительное творение художника, которое не имеет ничего общего с поставкой изделия на массовый рынок». А вот анекдот на эту тему: Руководитель крупного канала розничной торговли, отсидев 30-минутную презентацию, бескомпромиссно подвел ее итог: «Все это очень впечатляет, и изделия, которые вы показали, великолепны. Но почему из всех дизайнерских проектов, которые я когда-либо начинал за последние десять лет, ни один не был успешным?»
 
Так почему же нет дизайна?

На этот короткий вопрос есть такой же ясный ответ. Вывела его финансовый консультант Елена Волкова, проработавшая пять лет в PwC, одной из крупнейших и авторитетнейших международных консалтинговых фирм. В 2010-м некий чиновник и одновременно видный деятель русской артсцены заказал ей исследования про дизайн. Сводя в таблицы сотни цифр и фактов, анализируя международный опыт, Волкова заметила определенную закономерность. Развитие дизайна в стране начинается в тот момент, когда местные компании выходят на международный рынок и вступают в мировую конкурентную борьбу. Так было в Англии, которая после войны была бедна и хотела заработать деньги в богатых США. Так было в Испании, которая в 1975-м, после смерти Франко, жила по карточкам, но местные бизнесмены получили право торговать в Европе и ломали голову, что бы там продать. Так было и с Южной Кореей. Современный дизайн позволял получить максимум прибыли при довольно скромных начальных вложениях.

Если русские «Мекран» или Mr Doors начнут массово продавать продукцию за рубежом, у нас появится дизайн мебели. Как только Михаил Прохоров захочет организовать продажу своих ё-мобилей за границей, они тут же внешне похорошеют. Как только русская марка Bork перестанет притворяться немецкой и захочет покорить Германию, изменится и дизайн. Положение не безнадежно.

Источник http://www.mn.ru/newspaper_freetime/20110916/304914682.html

Verba volant, scripta manent
http://av-interior.blogspot.ru/

За это сообщение автора Kevin поблагодарили: 2
Зора (17 май 2012, 16:05), Нина (09 ноя 2011, 21:57)
Аватар пользователя
Kevin
Администратор
 
Сообщений: 6429
Зарегистрирован: 19 апр 2011, 18:11
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4482 раз.
Поблагодарили: 3133 раз.



Сообщение baltassarus » 09 ноя 2011, 23:31

выбирая между дешевым и "красивым" русский покупатель берет заоблачное итальянское (притом что сами итальянцы, которых русские новобогатые буквально спасают в кризис своими кошельками - втихаря, а порой и в открытую издеваются над "северными варварами") - грустно - но с другой стороны - клиент говорит - лучше переплачу, чем куплю наше, а потом у меня через месяц все растрескается - видимо есть и такой опыт...
и кстати, по моим ощущениям нынешний бум на хендмейд предметную среду - именно из этого - из-за того, что по-прежнему нормальных вещей купить почти невозможно

Я алгеброй гармонию поверил... я - ни фига не Моцарт - я Сальери! ;)

http://trafaretiki.livejournal.com
Аватар пользователя
baltassarus

 
Сообщений: 644
Изображения: 326
Зарегистрирован: 01 июл 2011, 15:16
Благодарил (а): 75 раз.
Поблагодарили: 659 раз.

Сообщение Sokoloff » 09 ноя 2011, 23:36

Хорошая статейка.......! Но только такой безнадегой от неё веет..слова..слова..слова...........

Для хорошего кота и в феврале март!
Аватар пользователя
Sokoloff
Модератор
 
Сообщений: 2948
Изображения: 23
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 20:36
Откуда: Russia
Благодарил (а): 612 раз.
Поблагодарили: 1302 раз.


Вернуться в Дизайн & Бизнес

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2